Проверяемый текст
Лебедев, Иван Вячеславович; Личность осужденного террориста: криминологический и уголовно-исполнительный аспекты (Диссертация 2006)
[стр. 62]

димо для выделения нового типа осужденного осужденного за организацию либо содержание притонов.
Наиболее ранняя классификация, отмечают указанные авторы, была предложена А.И.
Свирским (1998): 1) случайные преступники, совершившие преступления вследствие
несчастного стечения обстоятельств; 2) «фартовые ребята», составляющие собственно «тюремный мир».
Они
подразделяются на «брусов легавых», которые после освобождения не попадают в тюрьму, и «брусов шпановых», которые подпадают под влияние преступной среды и намереваются продолжать преступную жизнь.
JI.
Мелыпин (П.Ф.
Якубович, 1907) попытался описать типы заключенных в зависимости от криминальных и характерологических особенностей их личности.
К первому типу относятся тихие, большей частью старички, играющие роль неповинных жертв и высказывающие ненависть к своему брату «кобылке».
Их главные черты
резонерство, черствое себялюбие, лицемерное ханжество, которые нередко уживаются с неподкупной честностью, от которой веет бездушием.
Второй тип пожилые, а иногда совсем старые арестанты, не скрывающие того, что они мошенники и разбойники, но держащие себя с некоторым гонором и благородством.
Представители третьего типа (их большинство) составляют душу и сердце «шпанки»: это игроки, «жиганы», «сухарники», палачи, готовые превратиться в
жертвы, которые могут завтра стать палачами, люди, как бы специально созданные природой для жизни на каторге.
Они находятся в вечном угаре и хмеле без вина, им нужно прежде всего волнение.
Попытку показать типы заключенных в художественной литературе предпринял В.
Пикуль в романе «Каторга».

Ученые-пенитенциаристы определяли тип личности заключенного по тому, какое влияние на него оказывают предохраняющие мотивы в
сравне62
[стр. 122]

О необходимости типологизации и классификации осужденных говорить не приходится.
Они позволяют индивидуализировать воспитательное воздей/(у.
ствие на личность осужденного, активизировать участие сотрудников исправительного учреждения в воспитательной работе с осужденными, создать Ф единые режимно-педагогические требования, оказывать помощь осужденным по их типичным особенностям.
«Личностные особенности осужденных являются не только важнейшим фактором, детерминирующим дифференциацию способов, форм, методов и путей воздействия на личность, но и условиям эффективности процесса ресоциализации.
Таким образом, возникает лроблематипологии личности осужденного», пишут А.И.
Ушатиков и Б.Б.
Казак'.
Необходимость типологизации осужденных, выделение среди них особо' 4 го типа осужденного террориста обусловливается тем, что наличие общих типообразующих свойств, факт осуждения, применение уголовно-правовых санкций, изменение социального статуса не означает, что их нужно воспринимать как некую однородную общность.
Поэтому в целях более дифференцированной организации процесса исправления осужденных нужна их более дробная типологизация (классификация).
Вопросам типологии (классификации) осужденных в пенитенциарной криминологии и пенитенциарной психологии издавна уделялось достаточно внимания.
Ретроспектива вопроса в значительной мере изложена в работе к , А.И.
Ушатикова и Б.Б.
Казака «Пенитенциарная психология» (2003).
Соискатель излагает ее фрагментарно, в той степени, в которой это необходимо для выделения нового типа осужденного осужденного террориста.
Наиболее ранняя классификация, отмечают указанные авторы, была предложена А.И.
Свирским (1998): 1) случайные преступники, совершившие преступления вследствие
неудачного стечения обстоятельств; 2) «фартовые ребята», составляющие собственно «тюремный мир».
Они /
4 подразделяются на «брусов легавых», которые после освобождения не попа122 ' Ушатиков Л.М., Казак Б.Б.
Указ.
соч.
С.
275.


[стр.,123]

дают в тюрьму, и «брусов шламовых», которые попадают под влияние преступной среды и намереваются продолжать преступную жизнь.
(ц.
В дальнейшем Л.Л.
Мельшин (П.Ф.
Якубович, 1907) попытался описать \ Дтипы зшслюченных в зависимости от криминальных и характерологических Ф особенностей их личности.
К первому типу относятся тихие, большей частью старички, играющие роль неповинных жертв и высказывающие ненависть к своему брату —«кобылке».
Их главные черты
—резонерсво, черствое себялюбие, лицемерное ханжество, которые нередко уживаются с неподкупной честностью, от которой веет бездушием.
Второй тип пожилые, а иногда совсем старые арестанты, не скрывающие того, что они мошенники и разбойники, но держащие себя с неко' торым гонором и благородством.
^ Представители третьего типа (их большинство) составляют душу и сердце «шпанки»: это игроки, «жиганы», «сухарники», палачи, готовые превратиться в
жертвьр и жертвы, могущие завтра стать палачами: люди, которые как бы специально созданы природой для жизни на каторге.
Они находятся в вечном угаре и хмеле без вина, им нужно прежде всего волнение.
Попытку показать типы заключенных в художественной литературе предпринял В.
Пикуль в романе «Каторга».

Я : Ученые-пенитенциаристы определяли тип личности заключенного по тому, какое влияние на него оказывают предохраняющие мотивы в сравнении с ^ соблазняющими.
Так, И.
Бентам в книге «Основы нравственности и законодательства» указывает иа такие особенности у преступников, как: притеснение слабого (отсутствие чувства сострадания); отягощение бедственного положения другого лица; пренебрежение к авторитету; жестокость без всякой надобности; обдуманность или импульсивность преступления; обман и нарушение договора; подговор других лиц.
С.В.
Позиышев (1915) разделял осужденных иа классы в зависи® мости от степени их исправления: класс испытуемь[х; класс исправ!23

[Back]