Данные, приведенные в таблице, показывают, что среди организаторов (содержателей) наркопритонов меньше доля лиц нетрудоспособных (88,0 %), среди всех преступников она составляет 96,0 %. В выборке оказалось 4,0 % преступников изучаемой категории, являющихся инвалидами. Отношение к религии. Среди личностных свойств преступника значительную роль играет его отношение к религии, что в основном определяет его мировоззрение, ценностные ориентации. «Немаловажную роль играют традиции, обычаи, вся история данного народа или данной религии, их психология, их приверженность к тем либо иным формам поведения. Почти всегда идеологию и психологию нации, как известно, в значительной мере определяет религия», пишет Ю.М. Антонян1. 83 Таблица 6 Отношение осужденного к религии № п/п Характер отношения к религии Распределение, % организаторы (содержатели) наркопритонов все преступники 1 Неверующий 62,0 42,0 2 Православный 34,0 33,0 3 Иудей 2,0 0,0 4 Буддист 2,0 0,0 5 Мусульманин 0,0 24,0 6 Исповедует иную религию 0,0 1,0 Итого 100,0 100,0 Изучение отношения организаторов (содержателей) наркопритонов к религии показало, что среди них большинство (62,0 %) являются неверующими, в то время как среди всех преступников доля неверующих составляет 42,0 %. Примерно одинакова доля среди всех категорий преступников лиц, исповедующих православие (соответственно 34,0 и 33,0 %). Обращает на себя внимание то, что среди изучаемой категории преступников в выборке не оказалось ни одного лица, исповедовавшего ислам, среди всех преступников удельный вес мусульман составил 24,0 %. 1Антонян ЮМ. Указ.соч. С. 260. |
cr О тнош ение к религии. Среди личностных свойств преступника значительную роль играет его отношение к религии. Последнее в основном оп1-г ределяет его мировоззрение, ценностные ориентации. «Немаловажную роль играют традиции, обычаи, вся история данного ф народа или данной религии, их психология, их приверженность к тем либо иным формам поведения. Почти всегда идеологию и психологию нации, как известно, в значительной мере определяет религия», пишет Ю .М . Антонян'. «...Религиозный терроризм стимулируется не только сознанием того, что данное лицо обладает высшей истиной, лежащей...в русле исповедываемой религии. Такой человек может прибегнуть к насилию и потому, чтобы спасти свою религию, свою церковь, защитить их даже ценой собственной жизни, тем более, если он надеется на вечное блаженство после смерти», ^ пишет он далее". Изучение отношения осужденных к религии показало, что среди осужденных террористов только 9,5 % лиц являются неверующими. Остальные 91,5% лиц исповедуют ислам. Следует подчеркнуть, что по данному показателю осужденные террористы значительно отличаются от всех других групп осужденных. В контрольной группе осужденных удельный вес неверующих составляет 63,2%. Необходимо иметь в виду, что глубокая вера в религию, ислам обусловливает нарциссизм террористов. Такие террористы «убеждены в своем совершенстве, в своих выдающихся личных особенностях и превосходстве ^ над другими только или главным образом по той причине, что принадлежат к данной этнорелигиозной группе, которая является единственно «правильной». Чтобы доказать это себе и другим, такой террорист совершает дерзкие нападения и пренебрегает общечеловеческими ценностями»'’. Такой групповой нарциссизм весьма опасен и создает дополнительные сложности при исполнении наказаний. Наличие этнорелигиозной нетерпимо76 ' Антонян Ю .М . Указ. соч. С, 260. Ф См.; Антонян Ю.М. Указ. соч. С. 265. ’ Антонян Ю.М., Кудрявг;ев В.Н., Эминов В.Е. Указ. соч. С. 225. Л |