Проверяемый текст
Макушев Анатолий Афанасьевич. Предпринимательская деятельность Мальцовых во второй половине XVIII - начале XX века: индустриальное наследие (Диссертация 2006)
[стр. 102]

102 не встречал ни на одном заводе и нахожу, что они даже выше получаемых на германских заводах.
Платы поденные, получаемые при работах, не требующих искусства, хотя и менее задельных, не могут быть названы недостаточными, доказательством чему служит то, что в них постоянно находится
значительное число соседних государственных и других помещичьих срочнообязанных крестьян, а на Сукремльском заводе я нашел даже четырех бедных дворян Могилевской губернии, Климовичского уезда, которые работают у доменной печи у пилки, подвозки и расколки дров, получая от 25 до 33 коп.
в день, и такую же плату получают при этих работах обязанные мастеровые г.

Мальцова...»1.
По словам В.И.
Немировича-Данченко, уровню жизни мальцовских рабочих завидовали окрестные крестьяне: «...которые мальцовские, тем чудесно, потому их Мальцов кормит при заводе.
Им что? Они беды не знают.
Чуть недород, сейчас в контору:
«Давай работу».
«Нет работы!».
«Нам должна быть, потому мы мальцовские».
Ну и дают...
И хлеба дают, и работу дают, а нам не очень-то...» .

Далее он подчеркивает, что население Мальцовского промышленного района «не бедствует и вообще более обеспечено, нежели крестьяне соседних уездов: они всегда могут найти заработок на фабриках и им не приходится продавать последнего имущества на удовлетворение повинностей.
Поэтому за жителями, как живущими в самих владениях, так и около них, никогда не числилось недоимок» .

В.И.
Немирович-Данченко подчеркивает, что из общей массы только «25 % населения может считаться совершенно обеспеченным и живет хорошо, остальное же население что получает, то и проживает, не откладывая ничего про черный день»4.
Современниками зафиксировано и еще одно примечательное
явлеРабочее движение в России в XIX веке: сб.
докл.
и материалов: в 4 т.
М.: Госполитиздат, 1951.
Т.
2.
Ч.
1.
С.
99.
" Немирович-Данченко В.И.
Америка в России // Русская мысль.
М, 1882.
Кн.
1.
С.
327.
3 Сергей Иванович Мальцов и Мальцовское промышленно-торговое товарищество.
СПб., 1880.
С.
35.
4 Там же.
1 3
[стр. 334]

II сорта 1, III сорта 0,5, IV сорта 0,3 копейки.
За год это составляло от 120 до 160 рублей ассигнациями.
«Рисовщик» получал 120 160 рублей в год, его подмастерье 60 80, а ученик 40 рублей.
Примерно так же обстояло дело у шлифовальщика на вододействующем станке, его подмастерья и ученика.
Доход «малевщика» за год не превышал 150 рублей, подмастерья 60, ученика 40 рублей.
«Хлопцам», занимавшимся разносом посуды, платили по 30 40 рублей.
Для мастеров по изготовлению оконного стекла существовала сдельная оплата труда по 1 рублю 25 копеек за одну холяву, что давало им 180 200 рублей в год.
«Разводчики стекла» получали по 120 150, гончары по 100 140 рублей, мастера, занятые на производстве изделий из простого зеленого стекла, с каждой копы имели 12,5 копейки, что обеспечивало им в год от 150 до 190 рублей.
«Составщики» и кузнецы, а также столяры зарабатывали от 100 до 160 рублей в год50.
Существовавшие на мальцовских заводах расценки оплаты труда, а так же дополнительные источники материального обеспечения, позволяли поддерживать довольно высокий уровень благосостояния рабочих, о чем свидетельствуют многочисленные свидетельства современников.
Так, в пояснительной записке на имя министра внутренних дел П.А.
Валуева «О волнениях рабочих Людиновского завода 5 апреля 1861 г.» горный инженер Бутенев писал: «Я вразумлял их, что на всех других заводах платы несравненно меньше, и говорил, что те, которые недовольны ими получаемым содержанием, могли бы воспользоваться позволением владельца и, взявши паспорт, идти в другие заводы, но они на это прямо отвечали, что здесь на месте для них выгоднее получать 30 коп.
в день, нежели 60 коп.
в Москве.
И, действительно, зная хорошо наши русские как казенные, так и частные заводы, я могу утвердительно сказать, что таких задельных плат, как на заводах Мальцова, я не встречал ни на одном заводе и нахожу, что они даже выше получаемых на германских заводах.
Платы поденные, получаемые при работах, не требующих искусства, хотя и менее задельных, не могут быть названы недостаточными, доказательством чему служит то, что в них постоянно находится
зна334

[стр.,335]

чительное число соседних государственных и других помещичьих срочно обязанных крестьян, а на Сукременском заводе я нашел даже четырех бедных дворян Могилевской губернии, Климовичского уезда, которые работают у доменной печи у пилки, подвозки и расколки дров, получая от 25 до 33 коп.
в день, и такую же плату получают при этих работах обязанные мастеровые г.

Мальцова...»51.
По словам В.И.
Немировича-Данченко уровню жизни мальцовских рабочих завидовали окрестные крестьяне: «...которые мальцовские, тем чудесно, потому их Мальцов кормит при заводе.
Им что? они беды не знают.
Чуть недород, сейчас в контору:
„Давай работу”.
„Нет работы!” „Нам должна быть, потому мы мальцовские”, Ну, и дают...
И хлеба дают, и работу дают, а нам не очень-то...»52
В другом описании, датированном 1880 годом, подчеркивается, что население Мальцовского промышленного района «не бедствует и вообще более обеспечено, нежели крестьяне соседних уездов: они всегда могут найти заработок на фабриках и им не приходится продавать последнего имущества на удовлетворение повинностей.
Поэтому за жителями, как живущими в самих владениях, так и около них, никогда не числилось недоимок»53.

Конечно же, высокий уровень благосостояния был свойствен далеко не всем.
Тот же источник свидетельствует, что из общей массы только «25 % населения может считаться совершенно обеспеченным и живет хорошо, остальное же население что получает, то и проживает, не откладывая ничего про черный день»54.
Современниками зафиксировано и еще одно примечательное
явление, свойственное мапьцовским владениям сравнительно небольшая разница в оплате между мастерами и административно-управленческим аппаратом.
По словам В.И.
Немировича-Данченко, на администрацию приходилось не 20 26 %, как на других промышленных предприятиях, а только 2,5 % общей суммы уплаты, сделанной заводом за работу.
Из общего оборота в 14 миллионов рублей (в начале 1880-х годов) содержание директоров и управления обходилось в 19 тысяч, жалованье служащим в конторах не превышало 90 335

[Back]