Проверяемый текст
Макушев Анатолий Афанасьевич. Предпринимательская деятельность Мальцовых во второй половине XVIII - начале XX века: индустриальное наследие (Диссертация 2006)
[стр. 114]

114 Циркуляром министра внутренних дел П.А.Валуева министру финансов A.M.
Княжевичу было предписано прекратить уже заведенное дело о волнениях рабочих на Людиновском заводе Мальцова.
«Общественное мнение» было столь единодушным, что восемь мастеровых, подозреваемых в возбуждении беспорядков, были освобождены из-под стражи без всякого взыскания и вернулись домой в Людиново1.

Эти беспорядки повлияли на экономическое положение региона, так как заводовладелец в следующий за волнениями год (1862) не смог вовремя выплатить подать с выплавляемого чугуна, о чем свидетельствует прошение С И .
Мальцова.
В прошении говорилось: «По прошению Генерал-Майора Мальцова о рассрочке горных податей на один год ...
Особая канцелярия Кредитной части, препровождая при сем прошение отставного Генерал-Майора С.
Мальцова об отсрочке на один год платежа в Московское Горное правление подати с выплавляемого на заводах его чугуна ...
Департамент горных и соляных дел имеет честь уведомить, что заводы отставного Генерал-Майора Мальцова действительно отличались благоустройством и своевременным взносом причитавшихся счетных податей до бывших в прошлом 1861 году беспорядков, которые не смогли не произвести замешательства в заводских хозяйствах.
Возникшее вследствие того дело рассматривалось в Главном Комитете об устройстве сельского состояния, по заключению коего разрешено производство дела сего прекратить и оставить без всяких последствий, не подвергая прикосновенных к оному лиц никаким преследованиям.
К сему Горный Департамент долгом считает присовокупить, что если бы признано было возможным рассрочить процент Мальцова в Государственный банк, то, по мнению Департамента, было бы справедливо как по вновь изложенным причинам, так и ввиду всеобщего безденежья Рабочее движение в России в XIX веке: сб.
докл.
и материалов: в 4 т.
М: Госполитиздат, 1951.
Т.
2.
Ч.
1.
С.
214.
1
[стр. 418]

рабочих, действовал правительственный запрет на их выселение за пределы заводских поселений.
Столь жесткие действия кажутся весьма необычными и не соответствующими характеру предпринимательского поведения С.И.
Мальцова и сложившимся в его заводском хозяйстве нормам и правилам жизнедеятельности, тем более на фоне социального спокойствия и благополучия, сохранявшихся на протяжении практически всего периода его хозяйствования в первой половине XIX века.
Такого рода решения были во многом предопределены нежеланием предпринимателя приспосабливаться к «новым условиям» отношений с рабочими, а также крутым и властным характером самого Сергея Ивановича, который хотя и проявлял постоянную заботу о своих рабочих, но был сторонником жесткой производственной и трудовой дисциплины и решительно не терпел самовольства и непокорности.
В социальный конфликт вмешалась власть, выступив в качестве посредника в урегулировании отношений между «трудом и капиталом».
Губернское присутствие и губернатор В.А.
Арцимович, изучив причины обострения отношений на Людиновском заводе и последовавшие распоряжения Сергея Ивановича о наказании рабочих, признали эти распоряжения противозаконными и заслуживающими осуждения.
Дело ушло на самый верх и рассматривалось Главным комитетом об устройстве сельского состояния326.
20 декабря 1861 года император Александр II на журнале указанного комитета собственноручно написал: «Генерал-майору Мальцову сделать от моего имени строгий выговор за самоуправные его действия и объявить, что если таковые повторятся, то он подвергнется наказанию по всей строгости закона».
Циркуляром министра внутренних дел П.А.
Валуева министру финансов
А.М.
Княжевичу было предписано прекратить уже заведенное дело о волнениях рабочих на Людиновском заводе Мальцова.
«Общественное мнение» было столь единодушным, что восемь мастеровых, подозреваемых в возбуждении беспорядков, были освобождены из-под стражи без всякого взыскания и вернулись домой в Людиново .

418

[Back]