117 старосты... Вместе с тем мастеровые Людиновского завода и крестьяне Людиновской волости отказываются платить денежный сбор, определенный на содержание волостного и сельского управления...»1. В 1866 году полицией было проведено следствие «по делу о неповиновении» на Людиновском заводе. В отчетах III Отделения Собственной Его Величества канцелярии, созданного в 1828 году «для наблюдения за состоянием народного духа», имеется донесение о причинах волнений среди рабочих: «Впоследствии оказалось, что мастеровые были подстрекаемы к неповиновению преступником Ишутиным2, который, став во главе революционного кружка, возбуждал их к экономическому перевороту и старался устроить для них завод на началах коммунизма»3. Донесение калужского жандармского штабс-офицера Смирнова в III Отделение Н.В. Мезенцову гласит: «...между мастеровыми Людиновской волости происходят суждения, что Россия должна быть разделена на особые области, в которых будет самостоятельное народное управление, и что все вообще дворяне-землевладельцы будут лишены своих имений и принадлежащая им земля предоставится во владение крестьян». Раздавались и более смелые, носившие революционно-террористическую окраску идеи, согласно которым помещики, препятствовавшие освобождению крестьян, должны были быть убиты. К их числу был отнесен и заводовладелец СИ. Мальцов . Летом 1866 г. в III Отделение поступили сведения о намерении людиновских рабочих преобразовать управление завода на артельных началах, то есть фактически установить на предприятии рабочий контроль. Рабочие организовывали акции неповиновения: не исполняли распоряжения губернского начальства, отказывались платить недоимки, препятствовали избранию старшин на место «удаленных за подстрекательство их к ослушанию». Рабочее движение в России в XIX веке: сб. докл. и материалов: в 4 т. М.: Господитиздат, 1951. Т. 2. 4. 1. С.211 -212. 2 Преступник Ишутин был не кто иной, как двоюродный брат Каракозова, и стоял во главе радикальнонароднической организации террористической направленности. 3 Пажитнов К.А. Волнения среди фабрично-заводских рабочих (с 1824 по 1880 г.) // Архив истории труда в России. СПб., 1921. Кн. 1, 2. С. 158 162. 4 Рабочее движение в России в XIX веке: сб. докл. и материалов: в 4 т. М.: Госполитиздат, 1951. Т. 2. Ч. 1. С. 214. 1 4 |
Василий Вьюшин и сельский староста Яков Дарочкин в мае 1865 года по предложению мирового посредника Бибикова и судебного следователя Маликова ездили с ними в Москву и Петербург для подачи прошений о выдаче правительственной ссуды на устройство чугунолитейного завода, который Бибиков и Маликов предлагали устроить на артельных началах «в подрыв заводу г. Мальцова»329. В одном из жандармских документов людиновские события комментировались так: «...Нравственная испорченность все больше и больше распространялась в умах заводского населения и, наконец, обратилась в явное неповиновение правительственной власти, обнаружившееся в неисполнении распоряжения губернского присутствия по крестьянским делам о производстве выборов в с. Людинове волостного старшины и сельского старосты... Вместе с тем мастеровые Людиновского завода и крестьяне Людиновской волости отказываются платить денежный сбор, определенный на содержание волостного и сельского управления...»330 В 1866 году полицией было произведено следствие «по делу о неповиновении», дающее нам возможность установить начало народнической пропаганды на Людиновском заводе. В отчетах знаменитого III Отделения Собственной его величества канцелярии, созданного в 1828 году «для наблюдения за состоянием народного духа», имеется донесение о причинах волнений среди рабочих: «Впоследствии оказалось, что мастеровые были подстрекаемы к неповиновению преступником Ишутиным’, который, став во главе революционного кружка, возбуждал их к экономическому перевороту и старался устроить для них завод на началах коммунизма»331. В ходе подготовки выступления рабочие составили план и определили конкретные задачи своих действий. Знакомство с ними позволяет сделать вывод о достаточно высоком уровне политического сознания мастеровых, появлении идей общественно-государственного переустройства. Хотя волне‘ «Преступник Ишутин» был не кто иной, как двоюродный брат Каракозова, и стоял во главе радикально-народнической организации террористической направленности «Ад». 420 ния и не вылились в открытое массовое выступление, их идейная направленность переросла локальные границы традиционных форм взаимоотношений «труда и капитала», когда требования рабочих сводятся к улучшению их экономического положения. При этом трудящиеся не подвергали сомнению свой зависимый статус и легитимность власти заводовладельца, поддерживаемых государством. Донесение калужского жандармского штабс-офицера Смирнова в III Отделение Н.В. Мезенцову гласит: «...между мастеровыми Людиновской волости происходят суждения, что Россия должна быть разделена на особые области, в которых будет самостоятельное народное управление, и что все вообще дворяне-землевладельцы будут лишены своих имений и принадлежащая им земля предоставится во владение крестьян». Раздавались и более смелые, носившие революционно-террористическую окраску, идеи, согласно которым помещики, препятствовавшие освобождению крестьян, должны были быть убиты. К их числу был отнесен и заводовладелец С.И. Мальцов332. Летом 1866 года в III Отделение поступили сведения о намерении людиновцев преобразовать управление заводом на артельных началах, т. е. фактически установить на предприятии рабочий контроль. Эта идея стала весьма популярна среди мастеровых, которые планомерно организовывали акции неповиновения: не исполняли распоряжения губернского начальства, отказывались платить недоимки, препятствовали избранию старшин на место «удаленных за подстрекательство их к ослушанию». Видя, как нарастает напряженность на Людиновском заводе, и поражаясь столь смелым замыслам рабочих, губернские власти решили положить конец всем этим беспорядкам и направили для их ликвидации 5 рот в составе 370 человек в Людиново и 1 роту численностью 60 человек в Сукремль. Войска были расквартированы постоем по домам наиболее «строптивых» мастеровых, по 1 3 человек в зависимости по степени виновности333. Сам Сергей Иванович иронично называл все происходящее между рабочими «плодами просвещения». Поэтому вряд ли подобные события следу421 |