Проверяемый текст
Макушев Анатолий Афанасьевич. Предпринимательская деятельность Мальцовых во второй половине XVIII - начале XX века: индустриальное наследие (Диссертация 2006)
[стр. 117]

117 старосты...
Вместе с тем мастеровые Людиновского завода и крестьяне Людиновской волости отказываются платить денежный сбор, определенный на содержание волостного и сельского
управления...»1.
В 1866 году полицией было проведено следствие «по делу о неповиновении» на Людиновском заводе.
В отчетах III Отделения Собственной Его Величества канцелярии, созданного в 1828 году «для наблюдения за состоянием народного духа», имеется донесение о причинах волнений среди рабочих: «Впоследствии оказалось, что мастеровые были подстрекаемы к неповиновению преступником Ишутиным2, который, став во главе революционного кружка, возбуждал их к экономическому перевороту и старался устроить для них завод на началах коммунизма»3.
Донесение калужского жандармского штабс-офицера Смирнова в III Отделение Н.В.
Мезенцову гласит: «...между мастеровыми Людиновской волости происходят суждения, что Россия должна быть разделена на особые области, в которых будет самостоятельное народное управление, и что все вообще дворяне-землевладельцы будут лишены своих имений и принадлежащая им земля предоставится во владение крестьян».
Раздавались и более смелые, носившие революционно-террористическую окраску идеи, согласно которым помещики, препятствовавшие освобождению крестьян, должны были быть убиты.
К их числу был отнесен и заводовладелец СИ.
Мальцов .
Летом 1866 г.
в III Отделение поступили сведения о намерении
людиновских рабочих преобразовать управление завода на артельных началах, то есть фактически установить на предприятии рабочий контроль.
Рабочие организовывали акции неповиновения: не исполняли распоряжения губернского начальства, отказывались платить недоимки, препятствовали избранию старшин на место «удаленных за подстрекательство их к ослушанию».
Рабочее движение в России в XIX веке: сб.
докл.
и материалов: в 4 т.
М.: Господитиздат, 1951.
Т.
2.
4.
1.
С.211 -212.
2 Преступник Ишутин был не кто иной, как двоюродный брат Каракозова, и стоял во главе радикальнонароднической организации террористической направленности.
3 Пажитнов К.А.
Волнения среди фабрично-заводских рабочих (с 1824 по 1880 г.) // Архив истории труда в России.
СПб., 1921.
Кн.
1, 2.
С.
158 162.
4 Рабочее движение в России в XIX веке: сб.
докл.
и материалов: в 4 т.
М.: Госполитиздат, 1951.
Т.
2.
Ч.
1.
С.
214.
1 4
[стр. 420]

Василий Вьюшин и сельский староста Яков Дарочкин в мае 1865 года по предложению мирового посредника Бибикова и судебного следователя Маликова ездили с ними в Москву и Петербург для подачи прошений о выдаче правительственной ссуды на устройство чугунолитейного завода, который Бибиков и Маликов предлагали устроить на артельных началах «в подрыв заводу г.
Мальцова»329.
В одном из жандармских документов людиновские события комментировались так: «...Нравственная испорченность все больше и больше распространялась в умах заводского населения и, наконец, обратилась в явное неповиновение правительственной власти, обнаружившееся в неисполнении распоряжения губернского присутствия по крестьянским делам о производстве выборов в с.
Людинове волостного старшины и сельского старосты...
Вместе с тем мастеровые Людиновского завода и крестьяне Людиновской волости отказываются платить денежный сбор, определенный на содержание волостного и сельского
управления...»330 В 1866 году полицией было произведено следствие «по делу о неповиновении», дающее нам возможность установить начало народнической пропаганды на Людиновском заводе.
В отчетах знаменитого III Отделения Собственной его величества канцелярии, созданного в 1828 году «для наблюдения за состоянием народного духа», имеется донесение о причинах волнений среди рабочих: «Впоследствии оказалось, что мастеровые были подстрекаемы к неповиновению преступником Ишутиным’, который, став во главе революционного кружка, возбуждал их к экономическому перевороту и старался устроить для них завод на началах коммунизма»331.
В ходе подготовки выступления рабочие составили план и определили конкретные задачи своих действий.
Знакомство с ними позволяет сделать вывод о достаточно высоком уровне политического сознания мастеровых, появлении идей общественно-государственного переустройства.
Хотя волне‘ «Преступник Ишутин» был не кто иной, как двоюродный брат Каракозова, и стоял во главе радикально-народнической организации террористической направленности «Ад».
420

[стр.,421]

ния и не вылились в открытое массовое выступление, их идейная направленность переросла локальные границы традиционных форм взаимоотношений «труда и капитала», когда требования рабочих сводятся к улучшению их экономического положения.
При этом трудящиеся не подвергали сомнению свой зависимый статус и легитимность власти заводовладельца, поддерживаемых государством.
Донесение калужского жандармского штабс-офицера Смирнова в III Отделение Н.В.
Мезенцову гласит: «...между мастеровыми Людиновской волости происходят суждения, что Россия должна быть разделена на особые области, в которых будет самостоятельное народное управление, и что все вообще дворяне-землевладельцы будут лишены своих имений и принадлежащая им земля предоставится во владение крестьян».
Раздавались и более смелые, носившие революционно-террористическую окраску, идеи, согласно которым помещики, препятствовавшие освобождению крестьян, должны были быть убиты.
К их числу был отнесен и заводовладелец С.И.
Мальцов332.
Летом 1866 года в III Отделение поступили сведения о намерении
людиновцев преобразовать управление заводом на артельных началах, т.
е.
фактически установить на предприятии рабочий контроль.

Эта идея стала весьма популярна среди мастеровых, которые планомерно организовывали акции неповиновения: не исполняли распоряжения губернского начальства, отказывались платить недоимки, препятствовали избранию старшин на место «удаленных за подстрекательство их к ослушанию».
Видя, как нарастает напряженность на Людиновском заводе, и поражаясь столь смелым замыслам рабочих, губернские власти решили положить конец всем этим беспорядкам и направили для их ликвидации 5 рот в составе 370 человек в Людиново и 1 роту численностью 60 человек в Сукремль.
Войска были расквартированы постоем по домам наиболее «строптивых» мастеровых, по 1 3 человек в зависимости по степени виновности333.
Сам Сергей Иванович иронично называл все происходящее между рабочими «плодами просвещения».
Поэтому вряд ли подобные события следу421

[Back]