Проверяемый текст
Макушев Анатолий Афанасьевич. Предпринимательская деятельность Мальцовых во второй половине XVIII - начале XX века: индустриальное наследие (Диссертация 2006)
[стр. 169]

169 дукции и др.), так и в особой социальной атмосфере, принципиально новых способах организации и воспроизводства рабочей силы и системе взаимоотношений.
Сформировавшаяся система производственно-экономических отношений обусловливала благоприятную социокультурную среду.
Здесь действовали свои законы и порядки, с одной стороны, устанавливаемые заводовладельцем, а с другой вырабатываемые в результате социального взаимодействия проживающего в районе населения, находящегося в не характерных для основной массы крестьянского населения России условиях хозяйствования и жизнедеятельности (вследствие индустриализации).
Все это можно охарактеризовать как патриархально-семейный строй.
Существовавшие трудовые отношения предполагали проведение мероприятий по стимулированию труда и созданию условий материальной заинтересованности рабочих в результатах своей деятельности.

Таким образом, возникла оригинальная социальная инфраструктура, которая включала в себя социальные связи, необходимые для промышленного труда, и социальные связи обыденной жизни, адекватно связанные с промышленным трудом.
[стр. 317]

вследствие сложившейся специфической для России того времени культуры производства и жизнедеятельности, выражавшейся не только в чисто производственно-экономических характеристиках (хорошая техническая оснащенность, рентабельность производства, разнообразие ассортимента и высокое качество продукции и др.), но и в особой социальной атмосфере, принципиально новых способах организации и воспроизводства рабочей силы и системе взаимоотношений «труда и капитала».
Существовавшие трудовые отношения предполагали проведение мероприятий по стимулированию труда и созданию условий материальной заинтересованности рабочих в результатах своей деятельности.

По популярности с предпринимателем в то время не мог сравниться никакой другой промышленный или общественный деятель, а действовавшие в его владениях порядки не вписывались в общепринятые нормы и ценности и постоянно служили предметом обсуждения.
Термин «мальцовщина» очень часто фигурировал в газетных и журнальных очерках и статьях.
В путевых заметках В.И.
Немировича-Данченко под названием «Америка в России», опубликованных в 1882 г.
в журнале «Русская мысль», владения С.И.
Мальцова представлены как особый район на карте русской промышленности, «...оазис среди окружающего бездорожья и бескормицы».
Говоря о сложившейся в «оазисе» системе общественных взаимоотношений, автор характеризует ее как социальную гармонию, где «...нет роскоши и излишеств нет и нищеты, нет голодовок»1.
Все рабочее население живет «как у Христа за пазухой».
Таким образом, «здесь была если не Америка, продолжает В.И.
НемировичДанченко, потому что здесь не было того оживленного индивидуального развития, какое характеризует Америку, то своего рода Аркадия: население жило здесь, не заботясь о завтрашнем дне, и не опасалось никаких невзгод...
Что такое другие наши заводские районы? Рассадники нищеты и центры пьянства и разврата, прежде всего.
Приезжайте сюда, вы не встретите ни одного нищего, а пьяные разве в Людинове попадутся вам, да и то редко.
Это не вы317

[стр.,483]

ствовавшие трудовые отношения предполагали проведение мероприятий по стимулированию труда и создания условий материальной заинтересованности рабочих в результатах своей деятельности.
На основе приведенных примеров из истории жизнедеятельности предпринимателей Мальцовых можно увидеть, сколь существенный вклад они внесли в индустриальное наследие России, насколько многообразны и общественно значимы были их стремления, инициативы и действия, причем не только в области промышленного хозяйствования, но и в самых различных сферах государственной, общественной и культурной жизни.
Благодаря деятельности нескольких поколений Мальцовых был создан эффективно действующий промышленный механизм, а также оригинальная социокультурная среда, в рамках которой осуществлялись масштабные проекты, направленные на улучшение условий труда и быта рабочих, их нравственного и физического здоровья и т.
д.
Причем вряд ли это можно считать естественным на том этапе индустриализации страны и в условиях проводимой государством экономической политики.
Например, отсутствие рабочего законодательства и правовых норм, регулирующих условия труда, зачастую создавало непреодолимые препятствия на пути реального улучшения положения рабочих, которое зависело от личной воли владельца и его управляющих.
В создании «промышленной империи», обеспечении довольно высокого уровня жизни рабочих, поддержании социальной стабильность несомненно большую роль играл элемент заимствования.
Однако не только этот фактор определял существующую ситуацию.
«Русская Америка» была «Америкой» лишь по своим внешним формам, по производственно-экономическим и антропометрическим показателям, но не по сути.
Внутренний же механизм функционирования этой системы ориентировался на отечественные национальные традиции, определяемые особенностями проведения государственной политики, сохранением базовых общинно-крестьянских ценностей в сознании рабочих, социально-патерналистской политикой заводовладельцев, особым социокультурным климатом и др.
483

[Back]