Проверяемый текст
Макушев Анатолий Афанасьевич. Предпринимательская деятельность Мальцовых во второй половине XVIII - начале XX века: индустриальное наследие (Диссертация 2006)
[стр. 45]

45 ностроение.
В связи с началом большого строительства железных дорог для развития отечественного рынка, развитием товарного производства прежде всего предполагалось наладить рельсопрокат.
Но одновременно с частичным переоборудованием предприятия для производства рельсов были построены новые сопутствующие заводики, обеспечивавшие не только заводские потребности, но и нужды работающего населения.
Особенно стремительное развитие получили кирпичное, смолокуренное, канатное, лесопильное, писчебумажное, водочное производства.

Это сразу же создало предпосылки для развития инфраструктуры, в том числе социальной.
Государство, запланировавшее постройку Николаевской железной дороги между столицами России, для которой решено было использовать рельсы не импортного, а отечественного производства, стимулировало этот важный социально-экономический процесс.
У предпринимателей, занимавшихся производством рельсов, появилась возможность получить государственный заказ.
Хотя Мальцовы были не единственными, кто претендовал на
этот заказ, у них было важное преимущество достигнутые к этому времени результаты.
Уже в 1841 году на их заводах была изготовлена пробная партия рельсопроката, причем довольно хорошего качества, за что Мальцовы были отмечены благодарностью императора.
В 1849 году Сергей Иванович из-за невозможности соединять военную службу с предпринимательской деятельностью, вышел в отставку в чине генерал-майора и сосредоточился на управлении предприятиями.
Примерно через год после этого Иван Акимович объявил о своем полном отходе от дел.
В результате все владения семьи, в которые, кроме заводов и фабрик, входили земли в Орловской, Тульской, Калужской и Смоленской губерниях с 2 тысячами душ крестьян, фактически стали собственностью Сергея Ивановича.

Вскоре Мальцов обратил внимание на то, что в быт дворянства, ме
[стр. 88]

риваемого в качестве главного преемника и главы клана.
После этого все надеждыотносительно продолжения дела, которому Иван Акимович посвятил практически всю свою жизнь, он связывал с другим своим сыном Сергеем.
Уже в конце 1830-х годов он довольно активно включился в семейный бизнес, а после смерти отца стал главным действующим лицом.
1.3.2 Сергей Иванович Мальцов: расцвет и упадок дятъковско~ людиновской промышленной «империи» Определившись с наследником, Иван Акимович, для большей уверенности в правильности принятого решения, решил проверить его способности на деле.
По прошествии некоторого времени, оправдав надежды отца, на семейном совете, состоявшемся в 1839 году, Сергей получил в полное распоряжение Людиновский чугуноплавильный завод и прилежащие к нему предприятия.
Новый хозяин с большим рвением взялся за дело и коренным образом пересмотрел позицию прежнего владельца, ориентируясь на стратегию изменения государственных потребностей.
В то время обозначилась необходимость в создании собственных металлоемких производств, поскольку импортирование такого рода продукции весьма плачевно сказывалось на отечественной экономике.
На очередном семейном совете Сергей Иванович настоял на перепрофилировании производства, в котором наряду с производством железа и чугуна должны были получить развитие металлообработка и машиностроение.
Прежде всего предполагалось наладить рельсопрокат,
что практически не представляло никакой трудности.
Одновременно с частичным переоборудованием предприятия
были построены новые сопутствующие заводики, обеспечивавшие потребности не только заводские, но и населения.
Особенно стремительное развитие получили кирпичное, смолокуренное, канатное, лесопильное, писчебумажное, водочное производства.

Развитию нового предприятия способствовало государство, запланировавшее постройку в ближайшем будущем так называемой Николаевской же

[стр.,89]

лезной дороги, для которой были необходимы рельсы, причем не импортного, а отечественного производства.
У предпринимателей, занимавшихся производством рельсов, появилась возможность получить государственный заказ.
Хотя Мальцовы были не единственными, кто претендовал на
него, у них было важное преимущество: достигнутые к этому времени результаты.
Уже в 1841 году на их заводах была изготовлена пробная партия рельсопроката, причем довольно хорошего качества, за что Мальцовы были отмечены благодарностью императора.
В 1849 году Сергей Иванович, из-за невозможности соединять военную службу с предпринимательской деятельностью, вышел в отставку в чине генерал-майора и сосредоточился на управлении предприятиями.
Примерно через год после этого Иван Акимович объявил о своем полном отходе от дел.
В результате все владения семьи, в которые кроме заводов и фабрик входили земли в Орловской, Тульской, Калужской и Смоленской губерниях с 2 тысячами душ крестьян, фактически стали собственностью Сергея Ивановича.

Иван Акимович умер в Петербурге в 1853 году.
Гроб со всеми почестями, как подобало столь достойному человеку, был переправлен в Москву, где он прожил основную часть своей жизни, а по некоторым сведениям и родился.
Оттуда согласно воле усопшего он был переправлен «в село Дятьково Брянского уезда, где Иван Акимович приготовил могилу подле милого ему сына, угасшего в цвете лет и надежд»53.
Что же представляла собой личность новоиспеченного владельца огромнейшего заводского хозяйства и обширных земельных владений? Формулярный список 1846 года, приведенный в изданном в 1915 году энциклопедическом словаре, дает о С.И.
Мальцовс следующие сведения: «адъютант принца Ольденбургского, Кавалергардского Ее Величества полка ротмистр.
Однако: в выборах дворянства не служил, в походах не бывал, выговоров не получал, в штрафах и арестах не бывал»5*.
Такая характеристика натолкнула некоторых исследователей на вывод о нем как о человеке, не интересовавшемся карьерой.
Но некоторые обстоятельства говорят об обратном: во89

[Back]