Проверяемый текст
Макушев Анатолий Афанасьевич. Предпринимательская деятельность Мальцовых во второй половине XVIII - начале XX века: индустриальное наследие (Диссертация 2006)
[стр. 77]

77 стного улучшения».
В доверительном письме Орлову-Давыдову (тогда члену Симбирского комитета) от 6 марта 1859 г.
Мальцов так объяснял высокое призвание «уполномоченных»: «Может быть, Россия, присылая сюда своих депутатов, откроет что-либо полезное и, может быть, ее выслушают...
Размениваясь мыслями с депутатами всех губерний, Вы приведете их к единству и будете довольно сильны, чтобы ограждать Государя от влияния неблагонамеренных...
людей»1.
«Записка» интересна не только как факт политических разногласий в среде аристократии в конце 1850-х гг., но и как документ, отражающий многогранность личности автора, показывающий его представления о политическом управлении государством.
С.И.Мальцов противопоставляет английское поземельное законодательство и его последствия французскому.
Он
писал: «Два народа...
идущие во главе Европы, могут остановить наше внимание.
Англия своею твердостью, промышленностью и успехами, и Франция своими колебаниями, препятствующими успехам».

Мальцов превозносит английское поземельное устройство, отмечая, что «в Англии рабочий заводской класс, земледельцы и даже горожане не имеют поземельной собственности и при этом свободнее и богаче всех народов.
Англия остается спокойною среди революции всей Европы, не боится оказывать гостеприимство всесветным бунтовщикам в уверенности, что они не взбунтуют народа, не имеющего никакой поземельной собственности
и, между тем, совершенно вольного, богатого и довольного» .
Далее объясняется выгода аренды земли по контракту на определенный срок (как в Англии), а также экономический вред от раздробления собственности и распыления самим народом денег (составляющих оборотный капитал) на приобретение земель.
При характеристике французских норм землевладения Мальцов подкрепляет свои доводы примерами из вышедшей в Париже в 1856 г.
1 2 Татищев С.С.
Император Александр II.
М., 1996.
Т.
I.
С.
369; ОР РГБ.
Ф.
219, к.
55, ед.
хр.
19, л.
2.
ГАРФ.
Ф.
1155, оп.
1, д.
188, л.
ЗЗ-ЗЗоб.; ф.
815, оп.
1, д.
75, л.
Зоб.-4об.
[стр. 92]

возможности и перспективы развития своего дела.
Новаторский стиль поведения позволил ему не только стать удачливым предпринимателем, но и зарекомендовать себя в качестве талантливого ученого, как теоретика, так и практика.
За несколько лет до событий середины XIX века С.И.
Мальцов решил произвести научное изыскание с целью определения, в противовес готовившейся реформе, наилучшего направления развития российской экономики в целом и Замосковного горного округа в частности.
Вышедшая в 1858 году статья получила название «Записка Комитета владельцев замосковских горных заводов».
Основная идея статьи заключалась во введении, где говорилось, что «история и опыты других народов доказывают положительно невозвратный вред, не только для горного промысла, но и для всей будущности государства, от предоставления всему народу поземельной собственности».
Данное замечание интересно не столько с позиции поиска политических и экономических разногласий в среде дворянства, которые определенно имелись, сколько со стороны наглядного примера высокой образованности отдельных представителей отечественного предпринимательства, отлично владевших знаниями истории, государственного устройства, законов развития экономики и понимающих процессы, происходящие в стране.
В своих рассуждениях Мальцов противопоставляет английское земельное законодательство и его последствия французскому.
Он
пишет: «два народа...
идущие во главе Европы, могут остановить наше внимание.
Англия своею твердостью, промышленностью и успехами, и Франция, своими колебаниями, препятствующими успехам».

Превознося английское поземельное устройство, он отмечает, что «в Англии рабочий заводской класс, земледельцы и даже горожане не имеют поземельной собственности и при этом свободнее и богаче всех народов.
Англия остается спокойною среди революции всей Европы, не боится оказывать гостеприимство всесветным бунтовщикам, в уверенности, что они не взбунтуют народа, не имеющего никакой поземельной собственности,
н между тем, совершенно вольного, богатого и довольного».
Основное преимущество английского земельного законода92

[Back]