Проверяемый текст
Макушев Анатолий Афанасьевич. Предпринимательская деятельность Мальцовых во второй половине XVIII - начале XX века: индустриальное наследие (Диссертация 2006)
[стр. 78]

78 книги А.
Токвиля «Старый порядок и Революция».
В частности, он пишет, что когда французские крестьяне получили землю, «эти клочки земли, данные в собственность народу, возбудили в нем гордость и жажду к совершенной независимости, были причиною ужасов самой революции и препятствовали созданию прочного управления1.
СИ.
Мальцов попытался организовать выступление от имени провинциального дворянства.
На собрании дворянства Орловской губернии он вместе с тринадцатью помещиками Брянского уезда представил проект всеподданнейшего адреса.
Возможно, что поводом к этому послужила речь императора, произнесенная перед псковским дворянством спустя всего несколько дней после принятия санкций в отношении Безобразова и Шидловского и рассылки циркуляра МВД, запрещавшего поднимать крестьянский вопрос на собраниях дворянства .
После неодобрительного высказывания императора о «Записке» было направлено письмо князю В.А.
Долгорукову3, который также высказался против взглядов орловского дворянства на разработанную реформу, в частности на «Записку» СИ.
Мальцова, где говорилось, что «верно старой твоей приязни и участии и потому, что гласность моих мнений вообще и особенно при дворянских выборах в Орле была неприятна Его Величеству.
Ты говоришь, что я должен был по чувствам верноподданного доводить до сведения Государя мои опасности, мои убеждения и таковым ограничиться.
Наконец, что Государь Император чрезвычайно недоволен неосторожностью, с которой я переступил пределы скромности, и изволит требовать, чтобы я на будущее время отказался от подобных действий.
Во всю мою жизнь действия мои не изменяли ни правде, ни преданности Государю, ни любви к России эти чувства были моими двигателями.
Потрудись выслушать о посильных действиях, кои, кажется, ты осуждаешь.
Вспомни, при первом известии о задуманной реформе я явилТоквиль А.
Старый порядок и революция / пер.
с фр.
Л.
Н.
Ефимова.
СПб.: Алетейя, 2008.
Татищев С.С.
Император Александр П.
М., 1996.
Т.
1.
С.
402.
3 Долгоруков Василий Андреевич с 27 июня 1856 года шеф жандармов и главный начальник 111 отделения Собственной Его Величества канцелярии.
2 1
[стр. 93]

тельства заключается не в раздроблении собственности, а пользовании ею на правах аренды, в то время как во Франции произошло совсем наоборот: «...клочки земли, данные в собственность народу, возбудили в нем гордость и жажду к совершенной независимости, были причиною ужасов самой рево«о люции и препятствовали созданию прочного управления» .
Комитет владельцев замосковских горных заводов, деятельность которого пытался вдохновить Сергей Иванович, предлагал освободить крестьян без земли.
Было высказано опасение, что наделение народа землей за счет помещичьих угодий, «ниспровергнув в народе мысль о святости прав собственности, уничтожит значение высших сословий, а с ними и мысль о святости правительства, как законе, а не силе, ввергнет будущность государства борьбе страстей и необузданной толпы народа».
Народ станет «считать себя общим владельцем государства и потому вправе требовать дальнейших уступок.
Такое положение народа прежде, нежели образованность просветит его ум, смягчит его сердце и научит жить по расчету, а не по внушению страстей, будет для него самого гибельным».
Пропагандируя свои взгляды, предприниматель пытался привлечь в ряды единомышленников графов А.В.
и Т.В.
Орловых-Давыдовых, фельдмаршала князя А.И.
Барятинского, которого знал еще по службе.
Он разослал составленную им «Записку» всем, кто, по его мнению, мог практически повлиять на ситуацию и не допустить непоправимых ошибок.
По его мнению, в подготовке реформы участвовали люди или «неблагомеренные», или несведущие в порученном им деле.
Среди последних были названы Кошелев и Чаркасский, которых предлагалось заменить «комиссией, составленной из людей опытных, для сей цели избранных губерниями»59.
Попытка С.И.
Мальцова повлиять на проведение реформы не имела успеха.
В ответ, после 1861 года он своим поведением словно хотел доказать, что реформа не повлияла на него, даже не пытаясь изменить взаимоотношения с бывшими крепостными, по новому закону временнообязанными крестьянами и фабричными рабочими.
Заводовладелец продолжал осуществлять 93

[Back]