159 гораздо более глубоко и всесторонне позволяет раскрыть как содержание средневековья в целом, так и последующих эпох европейской истории. В послевоенный период проблемы истории средневекового города заняли несравненно большее место в исследованиях советских медиевистов. Намного увеличилось число публикуемых книг и статей, расширился круг исследуемых проблем и их географический диапазон. Особенно нуждалась в разработке и интерпретации социальная история английского города. Эта проблема представлялась отечественным историкам советского времени прежде всего как проблема социально-экономической истории. Только на рубеже 1950-1960-х гг. в отечественной урбанистике наметился решительный переход к пристальному и всестороннему изучению различных аспектов становления средневекового городского строя. Я. А. Левицому удалось воссоздать живую и стройную картину зарождения, становления и последующего оформления английского феодального города Его труды получили широкую известность как значительное достижение на пути марксистского изучения генезиса феодальных городов Европы. Была признана и развитая в них теория происхождения средневекового города, оцененная в зарубежной историографии как нетрадиционная, самостоятельная «ремесленная» теория происхождения средневековых городов. По постановке темы и разработке вопроса труды Я. А. Левицкого стали первыми в своем роде не только в советской историографии (где, кстати, и по сей день они остаются единственным солидным исследованием генезиса английского города), но и в специальной зарубежной литературе. Исследования А. А. Кирилловой посвящены мало разработанным не только в русской и советской исторической литературе, но и в английской, вопросам образования и развития патрициата английских городов в XIV-XV вв. Хотя ее труды не представляют собой полномасштабного и глубокого исследования проблемы английского городского патрициата, долгое время они оставались единственной в отечественной историографии попыткой целостного осмысления вопросов, связанных с выяснением особенностей |
аграрной истории X1-XVII вв. невозможно без учета влияния на нее истории средневекового города и что изучение города как исторического феномена гораздо глубже и всесторонней раскроет как содержание средневековья в целом, гак и последующих эпох. Таким образом, основные аспекты изучения истории средневекового города, заложенные и начавшие разрабатываться в русле позитивизма русскими историками второй половины XIX начала XX вв.. получили определенное развитие в советской медиевистике уже с позиций марксистского подхода к истории. При этом в 20-50-е гг. сохранялась тенденция к исследованию городов «классических» стран Западной Европы Англии, Германии. Италии, Франции, а также Византии. В первую очередь изучалась проблематика, относящаяся к зрелому (позднему) городу, в котором можно было найти элементы разложения феодальных и зарождение элементов капиталистических отношений. Научные дискуссии, специально посвященные средневековой урбанистической проблематике, шли в 1940-е-1959-е гг. лишь ч рамках византиноведения, касались вопроса генезиса европейских городов и, но сути, сводились к оформлению двух основных позиций советских внзантинисгов-урбанистов. С одной стороны, это теория континуитета в генезисе городов Византии (М.Я. Сюзюмов, Е.Э. Липшиц, И.В. Соколова, Г.А. Наследовав с другой идея дисконуитета (А.П. Каждан. М.В. Левченко, Н.В. Пигулевская, 3.В. Удальцова). Но только на рубеже 50-60-х гг. в отечественной урбанистике наметился решительный переход к пристальному и всестороннему изучению различных аспектов становления средневекового городского строя. |