Проверяемый текст
Полховская Елена Юрьевна. Основные теоретические и методологические подходы к истории европейского города в отечественной медиевистике XX века (Диссертация 2002)
[стр. 166]

166 Еще более остро поставила вопрос о последствиях структурного кризиса исторической науки Л.П.Репина.
Говоря о ситуации, сложившейся к концу 1970-х годов, которая «определенно свидетельствовала о нарастающей фрагментации исторической науки»,
она подчеркнула, что «фрагментация конкретно-исторических исследований грозила привести к растворению предмета истории и, в конечном счете, к ее дезинтеграции»6.
Как
следствие, перед историками встал вопрос, как соединить разрозненные результаты научного анализа различных явлений прошлого в последовательное целостное изложение национальной, региональной, континентальной или всемирной истории.
Во второй половине 1980-х 1990-е
годы, помимо осознания кризисной ситуации, в отечественной исторической науке начались активные поиски путей выхода из кризиса.
Это нашло выражение во-первых, в переоценке старой и поиске новой методологии современной исторической науки, вовторых, в уменьшении числа социально-экономических тем в исторических исследованиях и активной разработке новой проблематики, включающей в себя все более многообразные компоненты: ментальность, демографические, гендерные и социокультурные сюжеты, историческую географию, антропологию, повседневную жизнь, историю элит, интеллектуальную историю и т.
д.; в-третьих,
в обращении к теоретическому опыту и достижениям зарубежной исторической мысли7.
К этому времени в мировой исторической науке
сформировалась новая историография, определяемая в литературе по-разному «новая историческая наука», «новая социальная история», «новая научная история».
По существу кардинально изменились основы, цели,
методы и структура современной исторической науки.
Основой нового видения истории стало признание сущностного единства, принципиальной
неразделимости субъективного и объективного в историческом процессе, внутреннее единство материального и духовного.
I{елью стало человеческое измерение истории вернуть человека в
[стр. 151]

149 отечественной исторической науки: общее снижение ее теоретического уровня с течением времени породило наиболее пагубную тенденцию, связанную с резким сокращением количества обобщающих трудов и непомерным ростом частных исследований.
В результате в структуре науки начала обнаруживаться серьезнейшая диспропорция.
Количество частных (очень узких) исследований стало настолько обширным, что превратилось в своего рода препятствие в решении крупных проблем, выдвигаемых современностью.
Синтез стал уходить из науки’82.
Еще более остро о последствиях структурного кризиса исторической науки поставила вопрос Л.П.
Репина.
Говоря о ситуации, сложившейся к концу 1970*х годов, которая «определенно свидетельствовала о нарастающей фрагментации исторической науки»,
историк подчеркнула: «...фрагментация конкретно-исторических исследований грозила привести к растворению 'о1 предмета истории и, в конечном счете, к ее дезинтеграции...» .
Как
• следствие, перед многими историками встал вопрос, как соединить разрозненные результаты научного анализа различных явлений прошлого в последовательное целостное изложение национальной, региональной, континентальной или всемирной истории.
Во второй половине 1980-х 1990-е
гг.
помимо осознания наличия кризисной ситуации в отечественной исторической науке начались активные поиски путей выхода из кризиса.
Эта работа свелась, по сути, во-первых, к переоценке старой и поиску новой методологии современной исторической науки3*8; вовгорых, к уменьшению числа социально-экономических тем в .
■**' Хмылен JJ.H.
Структурный кризис исторической науки С.
72.
" Репина Л.П.
«Новая историческая наука» и социальная история.
М .
1998.
С.
30.
,ч' См.: Корг М.А Общественно-экономическая формация в свете нового исторического знания //Средние века.
М., 1992 Вып.55 С.
31-18; ВильчскВ.М.
Прощание с Марксом: (Алгоритмы истории).
М..
1993: Гуревич А .Я Загадка Школы «Анналов»: «Революция во французской исторической науке», или Об интеллектуальной ситуации современного историка//Мировое древо.
1993.
№2.
С.
168-178; ГутноваЕ.В.
Возможен ли и нужен ли синтез в истории?//Средние века.
М..
1993.
Вып.
56.
С.284-289; Историческое познание: Традиции н новации: Тезисы Межлунар.
теор.
конф.
Ижевск.
26-28 окт.
1993..
Ижевск, 1993.
Ч.
I ; Гуревич А.Я.
Историк концаXX века в поисках метода//Одиссей.
Человек в истории 1996.
М.
1996 С.
5-10; Мягкой I II.
Современная дискуссия о постмодернизме и проблема преемственности позитивистских идей в отечественной

[стр.,152]

150 исторических исследованиях и активной разработке новой проблематики, включающей в себя все более многообразные компоненты: ментальность, демографические, гендерные и социокультурные сюжеты, историческую географию, антропологию,повседневную жизнь, историю элит, интеллектуальную историю и т.
д.; в-третьих,
к широкому обращению к теоретическому опыту и достижениям зарубежной исторической мысли.
К этому времени в мировой исторической науке
по существу .
сформировалась новая историография, определяемая в литературе по-разному — «новая историческая наука», «новая социальная история», «новая научная история».
По существу кардинально изменились основы, цели,
.истоды и структура современной исторической науки.
Основой нового видения истории стало признание сущностного единства.
принципиальной
иераздеяимости субъективного, и объективного в историческом процессе, внутреннее единство материального и духовного.
Целью определилось человеческое измерение истории «вернуть человека в центр поля зрения iA< историков, сделать его основной единицей изучения истории» .
В результате, по мнению Л.П.
Репиной, «был сброшен груз многих застарелых догм, открылись совершенно неожиданные перспективы, значительно расширились предмет, проблематика и методы исторического исследования, были разработаны эффективные процедуры анализа исторических источников, введено в оборот множество исторических фактов, усовершенствованы системы объяснения.
Иными словами, познавательные возможности истории резко возросли»141'.
Если продолжить перечисление того нового, что принесла с собой «новая социальная история», то это, прежде всего, широкое использование методов социальных наук.
Оно в конечном счете привело к радикальным переменам в предметной области историографии и в классификации исторических •iciopnoi рафии // Методологические и историографические вопросы исторической науки.
Томск, 1999.
Выи.
25.
С.
89-98; Историческая наука и историческое сознание.
Т омск, 2000.
4 Левинтон Н.Г.
Методологический анализ учебной литературы но истории.
Постановка проблемы.
Приглашение к размышлению Ульяновск.
1998.
С 51-52 '* ч‘ Репина Л.П.
«Новая историческая наука» и социальная история.
М , 1998 С 26.

[Back]