Проверяемый текст
Полховская Елена Юрьевна. Основные теоретические и методологические подходы к истории европейского города в отечественной медиевистике XX века (Диссертация 2002)
[стр. 171]

171 активности», «средоточием денежного хозяйства», местом «уничтожения феодальной несвободы», «средоточием прогрессивного движения», «местом деятельности университетской науки и центром ересей», то есть, «преобразуясь сам, преобразуя своих противников феодальных сеньоров, город так или иначе подтачивал основы средневековья» .
Заключительные суждения А.Л.
Ястребицкой.
показывают его неоднозначную историческую физиономию как «виновника» будущего крушения феодализма.
В учебном пособии «Средневековая культура и город в новой исторической науке» А.Л.
Ястребицкая предложила новое прочтение и критическое осмысление традиционной историографии, представила анализ достижений современной медиевистики на материале исследований преимущественно зарубежных специалистов и, в итоге, попыталась воспроизвести историю средневекового города не только как экономического, административного, социального, но и социокультурного феномена.
Пособие стало своего рода обобщением того пути, который прошла зарубежная медиевистика
в целом, и урбанистика, в частности, от истоков вплоть до последних десятилетий прошедшего столетия.
Исследователь попыталась кратко определить суть того
основного метода, под знаком которого осуществлялось движение исторической мысли в XX столетии.
Как считает
А.Л.
Ястребицкая, «можно с полным правом сказать, что это утверждение осознания единства общества, цивилизации как культурной целостности.
Исследования историков-медиевистов, особенно в последние два десятилетия, обнаружили, что поведение людей подчас оказывается обусловленным не их действительными и осознанными интересами, а привычками, «обычаем», «ролями», которые укоренились в обществе, автоматизмами сознания (ментальностью), ценностными ориентациями»24.

Надо полагать, что речь идет о тех подходах, которые начали
вырабатываться еще старшим поколением «анналистов» и особенно ярко заявили о себе в 1960 1970-е гг.
Собственно, и ныне приверженцы этой школы продолжают углублять через изучение все
нового и нового материала
[стр. 158]

156 работам Л.А.
Сванидзе теории многофункциональности города и его диалектической взаимосвязи города с деревенским окружением.
В итоге, по мысли историка, город и средние века «был вызван к жизни потребностями средневекового феодального общества.
Он был его составной частью и связан с ним неразрывно множеством нитей.
Ьго хозяйственная жизнь по средневековому, как и деревенская, была подчинена потребностям повседневном жизни», но одновременно при этом город был «центром того, что в принципе отвергали феодальные сеньоры хозяйственной, деловой активности», «средоточием денежного хозяйства», местами «уничтожения феодальной несвободы», «средоточием прогрессивного движения», «местом деятельности университетской науки и центром ересей», то есть «преобразуясь сам, преобразуя своих противников феодальных сеньоров, город так или иначе подтачивал основы Средневековья» к'\ Кажутся чрезвычайно симптоматичными заключительные суждения A.JI.
Ястребицкой.
Итак, она не удовлетворяется просто констатацией «феодальное! и» города, а показывает его неоднозначную историческую физиономию.
И находит его «виновником» будущего крушения самого феодализма.
По ее логике, и город уходил от феодализма, «преобразовывался», и даже феодальные сеньоры както реагировали на новые явления в жизни г орода.
В учебном пособии «Средневековая культура и город в новой исторической науке» АЛ.
Ястребицкая предложила новое прочтение и критическое осмысление традиционной историографии, представила анализ достижений современной медиевистики на материале исследований преимущественно зарубежных специалистов и, в итоге, попыталась воспроизвести историю средневекового города не только как экономического, административного, социального, но и социокультурного феномена.
Пособие стало своего род? обобщением того пути, который прошла зарубежная медиевистика
л целом, и урбанистика в частности, оз их истоков вплоть до последних десятилетий прошедшего столетия.
403 403 Ястребицкая А.Л.
Городская Европа.
С.
133-135.


[стр.,159]

157 Исследовательница попыталась кратко определить суть того основною метода, под знаком которого осуществлялось движение исторической мысли в XX столетии.
Как считает
Л.Л.
Ястреба икая, «можно с полным правом сказат ь, что это утверждение осознания единства общества, цивилизации как культурной целостности...
Исследования историков-медиевистов, особенно в последние два десятилетия, обнаружили, что поведение людей подчас оказывается обусловленным не их действительными и осознанными интересами, а привычками, «обычаем», «ролями», которые укоренились в обществе, автоматизмами сознания (ментальностью), ценностными ориентациями»
1а\ Надо полагать, что речь идет о тех подходах, которые начали нарабатываться еще старшим поколением «анналистов» и особенно ярко заявившими о себе в 1960 1970-е гг.
Собственно, и ныне приверженцы этой школы продолжают углублять через изучение все
новою и нового материала свои представления в области истории менталитета, правда, больше не городского, а рыцарского, крестьянского, религиозно-монашеского.
Дает АЛ.
Ястребицкая характеристику и тому направлению в науке, которое ориентировано на культурную антропологию.
В связи с этим она замечает, что современные историки все больше отходят от анализа прямого и осознанного содержания, запечатленного текстом.
Стараются проникнуть за идеологическую сферу, присутствующую в каждом историческом памятнике, в его социально-психологический мир.
выраженный бессознательно.
Конкретно-историчсскис исследования в этом направлении показывают, что мнимо «случайное» и «иррациональное» в источнике имеет свою систему и с большой вероятностью выражает систему представлений людей о мире и о себе в этом мире, присущую данному обществу как культурной целостности»4'*.
Иными словами, «именно реальной жизнью была подсказана важность изучения чувственного, эмоционального мира человека в различные периоды истории, массовых представлении и фобий, их влияния на идеологию, политику, институциональные устройства; официальной и JIW Ястребицкая Л.Л.
Средневековая культура и город в новой исторической науке.

С.
10.
4П5 Там же.
С.
10.

[Back]