Проверяемый текст
Полховская Елена Юрьевна. Основные теоретические и методологические подходы к истории европейского города в отечественной медиевистике XX века (Диссертация 2002)
[стр. 178]

монографическую «лишь в известной степени»45.
Обращаясь в предисловии каждого тома к читателю, А.А.
Сванидзе признается: «Мы стремились
по возможности избегать специфически монографического стиля и скрупулезной прорисовки деталей»46, «избегали утяжеления груда специфически монографичной аргументацией и старались по возможности облегчить его язык и стиль вообще»47.
Отсюда «обобщающие, постановочные и просто обзорные очерки общего характера», которые сочетаются «с конкретными авторскими наработками по той или иной проблеме на материале отдельных стран,
городов, событий, социальных групп, индивидуальных судеб, межличностных и прочих связей и всеобщей изменчивости»48.
Вместе с тем, данный труд, по словам А.А.Сванидзе, все же монографичен, так как «научно обоснован, подчинен единым исследовательским задачам и единому ритму».
Кроме того, «соответственно организован и аппарат труда: каждому очерку придан небольшой список основной литературы, иногда и источников.
Он не рассчитан, конечно, на «узких» специалистов, но позволяет любознательному
[стр. 166]

ш города в социальных и политических событиях эпохи; облик и устройство средневекового города; демографические характеристики; этнические и конфессиональные меньшинства; замок и город; монастыри в городе; политическая организация; «человек торгующий»; мир ремесла и ремесленники; интеллектуалы, духовная деятельность, наука; горожане и земля; городские маргиналы; горожанин и право; повседневная жизнь города и ценности горожан; зрелища и праздники.
Необычны жанр и стиль книги.
Как отмечают ее авторы, само построение труда достаточно гибкое.
Почти каждый из его разделов открывается «ведущей» главой, раскрывающей главные вопросы темы.
Ей придаются отдельные очерки, задача которых показать по возможности все многообразие конкретных проявлений описываемого процесса, явления и т.д.
Каждый том завершается небольшими «портретами» разных городов, акцент в которых сделан в соответствии с тематикой тома .
г>го первый подобный опыт в отечественной историографии, своего рода «научный эксперимент», позволяющий наглядно оценить возможности и интересы наших урбанистов, а также высветить «белые пятна» и изучении средневековой городской истории.
Однако одновременно нельзя не отметить, что особые жанр и стиль позволили даже авторам определить свою работу как монографическую «лишь в известной степени»4Ч.
Обращаясь в предисловии каждого тома к читателю.
А.А.
Сванидзе признается: «мы стремились
но возможности избегать специфически монографического стиля и скрупулезной прорисовки деталей»4'1, «избегали утяжеления труда специфически монографичной аргументацией и старались по возможности облегчить его язык и стиль вообще»432.
Отсюда «обобщающие, постановочные и просто обзорные очерки общего характера», которые сочетаются «с конкретными авторскими наработками по той или иной проблеме на материале отдельных стран,
юродов, событий, социальных групп, индивидуальных судеб, ' Город в срслнснсховой цивилизации Западной Европы.
1 3.
С.
6.
и" Там же.
Т.
3.
С.
6.
431 Там же.
Т.
1.С.
7.
4,1 Там же.
Т.З.С.
6.


[стр.,167]

165 межличностных и прочих связей и всеобщей изменчивости» п\ Вместе с тем, данный труд, по словим Л.Л.
Сванидзе, все же монографичен, так как «научно обоснован, подчинен единым исследовательским задачам и единому ритму»4".
Кроме того, «соответственно организован и аппарат труда: каждому очерку придан небольшой список основной литературы, иногда и источников.
.
Он не рассчитан, конечно, на «узких» специалистов, но позволяет любознательному
читателю получить дополнительные сведения, необходимые справки и исходные координаты по заинтересовавшему его вопросу»4".
В итоге, главное, на наш взгляд, достоинство издания: «Город в средневековой цивилизации Западной Европы» первая серьезная в современной отечественной иеториографии попытка обнаружения новых аспеков в рамках традиционных урбанистических тем.
привлечение в средневековую урбанистику новых сюжетов, предложение ряда новых идей и направлений, которые рисуют интересные перспективы для будущих исследований.
При этом, однако, нельзя не согласиться с мнением 11.1.
Левннтова о том, что «ориентация на принципиально новое несет в себе и известную неопределенность, незавершенность многих новых положений, еще ждущих проверки опытом истории», и хотя «почти пет тех, кто не провозглашал бы теперь приверженность к системному подходу и многомерному видению истории», сегодня особенно важно видеть «как это реализуется на практике»*36.
Поиск новых методологических основ и теоретических концепций, становление методологического и концептуального плюрализма это сложный, болезненный, не привычный для нас процесс переосмысления старого и освоения в сущности мало или совсем незнакомого методологическою багажа45 .
л* t ■' Город в средневековой цивилизации Завалкой Европы.
Г.
1.
С.
7 ' См.: Город в средневековой цивилизации Западной Европы Г.
I.
С.
7; Г.
>.
С.
6.
*" Город в средневековой цивилизации Западной Европы.
Т.
4.
С.
6.
‘ л Леиинтов II.Г.
Методологический анализ учебной литературы по истории.
Г.
10.49.
•°7 См.: Там же.
С.
7-8.
51-52.

[Back]