Кентербери по грамоте 1383 г. имел право проводить 4 ярмарки в год, епископ Батский получил в 1371 г. от Эдуарда III фамоту с разрешением проводить в городе 2 раза в неделю рынки по продаже шерсти, сукна и прочих товаров»59. Вся деятельность церкви в области пошлин и торговли наносила ущерб интересам горожан и вызывала их постоянное недовольство. К тому же город и законодательно не был защищен от притязаний церкви. И со второй половины XIV в. усиливаются антицерковные настроения английских горожан, указывает Т.В. Мосолкина, однако негативное отношение к церкви вовсе не означало отказ от веры в Бога, в посмертное наказание за фехи. Несмотря на возраставшие богатство и престиж, подчеркивает она, средневековые горожане очень остро воспринимали непостоянство удачи и капризность судьбы. Риск и чувство неуверенности были оборотной стороной респектабельности и достатка. Неудивительно поэтому, что купцы и ремесленники искали небесной защиты против превратностей стихии и судьбы. Набожность и благочестие были так же присущи им, как беззастенчивость и рационализм. Набожность отнюдь не служила препятствием для любых форм накопительства, а забота о спасении души не мешала земным делам. Поиск новых методологических основ и теоретических концепций, становление методологического и концептуального плюрализма это сложный, болезненный процесс переосмысления старого и освоения в сущности мало или совсем незнакомого методологического багажа. Процесс поиска еще не завершен. Как можно видеть, большинство отечественных исследователей истории средневекового английского города сегодня с увлечением занялись разработкой основных положений «человеческого измерения истории» в традициях французской историофафической школы «Анналов» с использованием еще более современных подходов. Однако многие урбанисты продолжают разрабатывать конкретные вопросы городской истории в рамках выработанных ими на протяжении второй половины XX века основных теоретических положений. К 183 |
165 межличностных и прочих связей и всеобщей изменчивости» п\ Вместе с тем, данный труд, по словим Л.Л. Сванидзе, все же монографичен, так как «научно обоснован, подчинен единым исследовательским задачам и единому ритму»4". Кроме того, «соответственно организован и аппарат труда: каждому очерку придан небольшой список основной литературы, иногда и источников. . Он не рассчитан, конечно, на «узких» специалистов, но позволяет любознательному читателю получить дополнительные сведения, необходимые справки и исходные координаты по заинтересовавшему его вопросу»4". В итоге, главное, на наш взгляд, достоинство издания: «Город в средневековой цивилизации Западной Европы» первая серьезная в современной отечественной иеториографии попытка обнаружения новых аспеков в рамках традиционных урбанистических тем. привлечение в средневековую урбанистику новых сюжетов, предложение ряда новых идей и направлений, которые рисуют интересные перспективы для будущих исследований. При этом, однако, нельзя не согласиться с мнением 11.1. Левннтова о том, что «ориентация на принципиально новое несет в себе и известную неопределенность, незавершенность многих новых положений, еще ждущих проверки опытом истории», и хотя «почти пет тех, кто не провозглашал бы теперь приверженность к системному подходу и многомерному видению истории», сегодня особенно важно видеть «как это реализуется на практике»*36. Поиск новых методологических основ и теоретических концепций, становление методологического и концептуального плюрализма это сложный, болезненный, не привычный для нас процесс переосмысления старого и освоения в сущности мало или совсем незнакомого методологическою багажа45 . л* t ■' Город в средневековой цивилизации Завалкой Европы. Г. 1. С. 7 ' См.: Город в средневековой цивилизации Западной Европы Г. I. С. 7; Г. >. С. 6. *" Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 4. С. 6. ‘ л Леиинтов II.Г. Методологический анализ учебной литературы по истории. Г. 10.49. •°7 См.: Там же. С. 7-8. 51-52. 16* I Ipouecc поиска сшс нс завершен. Как можно видеть, большинство отечественных медиевистов сегодня с увлечением занялось разработкой основных положений «человеческого измерения истории» в традициях французской историографической школы «Анналов» при использовании и еще более современных подходов. Однако многие урбанисты продолжают разрабатывать конкретные вопросы урбанистики и рамках выработанных ими на протяжении второй половины XX века основных теоретических положений. К этой части специалистов можно с полным правом отнести продолжающих активную научную деятельность группу саратовских урбанистов во главе с С.М. Стамом. Характерные для их работ добротная фундированность, четкость логических построений и выводов, по-прежнему традиционно обеспечивают им научную значимость и востребованность. Лучшим тому подтверждением является и тот факт, что именно саратовские урбанисты составили наиболее значительную группу нестоличных авторов, принявших участие в подготовке издания «Город в средневековой цивилизации Западной Европы». Им принадлежит десятая часть представленных в четырехтомнике материалов, столько же, сколько остальным вместе взятым «провинциальным» урбаннстам-медневнстам. Нужно отметить, что в отличие от большинства коллег по цеху, саратовские урбанисты в условиях методологического и концептуального плюрализма свои главные усилия сосредоточили в трех основных направлениях. С одной стороны, это работа над традиционной проблематикой . JJX Например, см.: Солодкова Л И Ранний Кельн, социально-экономическое развитие и освободительная борьба горожан XI-XI1I вв. Саратов. 1991; Галямичев Л И. Экономическое и социальное развитие раннего чешем»о города <1 Ipara Х-начала XIII века). Саратов. 1995; Мосолкина I В. Организация ремесла в Бристоле в XIV-XV веках // Бристольские ремесленные цехи в XIV-XV веках Сборник текстов. Саратов. 1995. С. 3-25; Галямичев А Н. С) характере пражского рынка в X веке//Средневековый город. Саратов, 1997. Выл. 11. С. 5-10; Он же. Из истории средневековой Прайс княжеская власть и рынок (Х-ХИ вв.)//Средневековый город. Саратов. 1998. Выи. 12. С. 15-26; Он же. У истоков формирования городской обтнииы Старого Места Пражского //Средневековый город Саратов. 1998. Выи 13 С. 19-25; Он же. К вопросу о характере экономического развития чешского города в XIII веке //Средневековый юрод. Саратов, 2000. Выи. 14. С. 35-42; Карпачева-Беляева М Б. Возникновение средневекового юрода |