Проверяемый текст
Чернова Лариса Николаевна. Правящая элита Лондона XIV-XVI веков (Диссертация 2009)
[стр. 199]

199 социальной иерархии города ~ английском патрициате.
Она подчеркивает, что вопрос об английском городском патрициате решается неоднозначно в как в ЯП отечественной, так и в зарубежной историографии .
Учитывая специфику развития отечественной медиевистики, в которой акцент долгое время делался на экономическое развитие английских городов, необходимо отметить, что социальная структура горожан Англии изучена неравномерно.
Так как отечественные историки признают «ремесленную» теорию происхождения средневекового города, выдвинутую Я.
А.
Левицким, следовательно, длительный период времени в сферу изучения входили главным образом купеческие и ремесленные слои городского населения.
Эти сословия были неоднородны и делились на несколько категорий по имущественному положению.
В «Книге Страшного суда», как показал еще Я.А.
Левицкий, содержатся первые документальные свидетельства о горожанах как важном и относительно многочисленном слое населения в Англии.
Здесь впервые упомянуты собственно горожане, то есть жители городов, имевшие статус горожан, а также другие группы населения, связанные с торгово-ремесленной деятельностью,
и, кроме того, вилланы, бордарии, сервы, коттеры, сокмены и т.д., имевшие в городах дома, земли и другие владения.
В этих описаниях имеются указания на городские владения феодалов разных рангов, светских и духовных, начиная с короля и архиепископа, епископов, аббатов, эрлов, баронов и кончая мелкими вассалами.
Владения различных феодальных лордов, расположенные внутри города и в прилегающей сельской местности, многократно превышали земельные участки горожан, которые были заняты главным образом не сельским хозяйством, не обработкой земли, а какими-то специфическими городскими отраслями труда.

Описания 32 городов, являвшихся административными центрами графств, отличаются тем, что помещены в «Книге Страшного суда» «над линией».
Будучи весьма различными по масштабу и деталям, эти описания имеют одну общую отличительную черту разнородность держательского состава,
[стр. 309]

309 возникновение которого он относит к X в.1, и это исследование сохраняет большую ценность и сегодня1 2.
По сути, Я.
А.
Левицкий обозначил основные перспективные направления в исследовании проблемы землевладения в средневековом городе: 1) сущность и специфика городского земельного держания, 2) землевладение собственно горожан и 3) землевладение различного ранга 1 См.: Левицкий Я.
А.
Английский троя в XI в.
(к вопросу о происхождении английского средневекового города).
С.
99.
2 Именно в «Книге Страшного суда», как показал автор, содержатся первые документальные свидетельства о горожанах, как важном и относительно многочисленном слое населения Англии: они составляли, примерно, 3% от общего числа учтенных в «Книге» хозяйств (см.: Там же.
С.
80).
Здесь впервые упомянуты собственно горожане т.
е., жители городов, имевшие статус горожан, а также другие группы населения, связанные с торгово-ремесленной деятельностью
(mercatores, homines, liberi), и, кроме того, вилланы (villani), бордарии (bordarii), сервы, коттеры, сокмены и др., имевшие в городах дома, земли и друтие владения (см.: Там же.
С.
81, 99,102).
В этих описаниях имеются указания и на городские владения феодалов разных рангов, светских и духовных, начиная с короля и архиепископа, епископов, аббатов, эрлов, баронов и закапчивая мелкими субвассалами (см.: Зам же.
С.
82).
Владения различных феодальных лордов, расположенные внутри города и в прилегающей сельской местности, многократно превышали земельные участки горожан, которые «были заняты главным образом не сельским хозяйством, не обработкой земли, а какими-то специфически городскими отраслями труда»
(там же.
С.
90).
Описания 32 юродов, являвшихся административными центрами графств, отличаются тем, что помещены в «Книге Страшною суда» «над линией», отдельно от стандартных списков Terra Regis и Terra Baronum.
Будучи весьма различными по масштабу и деталям, эти описания имеют одну общую отличительную черту разнородность держательского состава,
наличие среди землевладельцев некоторого числа магнатов.
Кроме того, имеются прямые указания на связь между городскими держаниями магнатов и сельскими манорами в том же графстве, а иногда за его пределами.
В свою очередь, в описаниях некоторых сельских местностей, например, Сассекса и Кента, упоминаются принадлежащие майорам городские дома.
Как показал Я.
А.
Левицкий, принадлежность отдельных городских домов и юрожан к манорам различных феодальных лордов отражала незавершенность процесса отделения от деревни постоянно проживающих в городе иммигрантов из числа различных групп зависимого сельского населения, над которыми их сеньоры еще сохраняли известные нрава (см.: Там же.
С.
93-94).
Прежде всего, речь идет о праве на феодальную ренту, осуществлявшемся в форме денежного и натурального оброка, поступавшего в манор, или в виде отработочной повинности по обслуживанию городских усадеб лордов, которые являлись составной частью господского манориальною владения.
Не только в ишвных, но также в дюжине других городов находились держания разных лордов.
В числе городских домов, принадлежавших к различным манорам и состоявшим в феодах, были не только дома горожан, но и городские дома лордов маноров, которые представляли собой резиденции сеньоров, жилища их свиты и челяди, хозяйственные постройки и т.
II.

[Back]