Проверяемый текст
Чернова Лариса Николаевна. Правящая элита Лондона XIV-XVI веков (Диссертация 2009)
[стр. 204]

204 другим олдерменам.
Их могли утвердить или отвергнуть.
Если олдермены трижды отклоняли предлагаемых кандидатов, то получали право своей властью назначить приемлемого для них олдермена без согласования с Фрименами.
Пребывание в должности было пожизненным, отстранение от должности было возможно лишь в случае, если их уличали в преступлении, влекущем за собой лишение прав гражданства в городе»91.
Проанализировав систему выборов олдерменов, исследователь приходит к выводу, что характер власти в Лондоне был олигархическим.
Фактически должность олдермена попадала в руки определенного круга людей богатейших купцов, непосредственно связанных с деятельностью
«Двенадцати больших ливрейных компаний» Лондона.
В XIV-XVI вв.
наибольшее количество олдерменов принадлежало к самой влиятельной и процветающей компании торговцев предметами роскоши,
далее следовали компании бакалейщиков, суконщиков, торговцев рыбой, ювелиров, меховщиков, торговцев готовым платьем, галантерейщиков, торговцев железными изделиями, торговцев вином, торговцев солью, торговцев пряностями, сукноделов, торговцев шерстью.
Олдермены могли занимать от 3 до 9 должностей последовательно, 3 4 одновременно92.
Таким образом, делает вывод Чернова, городское управление в Англии имело явную тенденцию к олигархизации, к ограничению доступа в органы власти, к установлению своеобразных «закрытых корпораций» важнейших официалов.
Историк подмечает еще одну особенность, характерную для столичной знати: несмотря на фактическое руководство Лондоном и занятие высших должностей в городском муниципалитете, олдермены в первую очередь всегда оставались представителями купечества, и их основная деятельность развивалась в сфере торгово-экономических отношений.
Принадлежа к крупнейшим ливрейным компаниям (торговцев предметами роскоши, суконщиков, сукноделов, торговцев шерстью, рыбой, вином, солью, железными изделиями, готовым платьем, бакалейщиков, галантерейщиков,
[стр. 144]

144 избрали олдерменом сначала 4 октября 1456 г.
(вместо скончавшегося виноторговца и олдермена с 1446 г.
Уильяма Абрахама), а затем 13 октября 1470 г.
(вместо меховщика и олдермена с 1458 г.
Томаса Олгрэйва, в силу каких-то причин покинувшего олдерменскую элиту); торговец предметами роскоши сэр Генри Колет, избиравшийся олдерменом 15 ноября 1476 г.
(на место скончавшегося ювелира Мэтью Филипа, занимавшего должность олдермена с 1450 г.) и 1 февраля 1483 г.
(на место торговца рыбой Уильяма Хэмптона, олдермена с 1462 г.); галантерейщик сэр Уильям Бэкон 19 сентября 1480 г.
сменил ушедшего из жизни олдермена с 1474 г., торговца готовым платьем Роберта Коулвича, а 20 августа 1483 г.
занял место олдермена с 1481 г., торговца предметами роскоши Джона Фишера (умер в 1485 г.)1.
В XVI в.
из 274 олдерменов 165 находились в этой должности пожизненно, 28 переизбирались дважды и занимали должность также до своей кончины (20 олдерменов, избранных еще в XV в., и 8 олдерменов XVI в.), остальные (81 олдермен) по тем или иным, не известным нам причинам оставили муниципалитет1 2.
Фактически должность олдермена попадала в руки определенного круга людей богатейших купцов, непосредственно связанных с деятельностью
знаменитых «Двенадцати Больших ливрейных компаний» Лондона.
В XIV-XVI вв.
наибольшее количество олдерменов принадлежало к самой влиятельной и процветающей компании торговцев предметами роскоши
(44, 41 и 49, т.
е., 134 олдермена).
Далее, по представительству в муниципалитете, следовали компании бакалейщиков (26, 31, 41, т.
е., 98 олдерменов), суконщиков (30, 33, 31, т.
е., 94 олдермена), торговцев рыбой (40, 15, 12, т.
е., 67 олдерменов), ювелиров (19, 17, 19, т.
е., 55 олдерменов), меховщиков (16, 14, 15, т.
е., 45 олдерменов), торговцев готовым платьем (1,6, 27, т.
е., 34 олдермена), 1 См.: Beaven А.
В Aldermen of the City of London.
V.
2.
P.
2-19.
2 Cm.: Ibid P.
18-39.


[стр.,495]

должностных обязанностей.
Хотя необходимо заметить, что иногда возникала иная ситуация, когда некоторые олдермены сами отказывались от должности, даже идя на выплаты солидных, в несколько сот фунтов, штрафов.
Служба в муниципалитете, по всей видимости, требовала слишком много времени и материальных затрат, что негативно сказывалось на деловой сфере деятельности определенной группы олдерменов, отдававших предпочтение коммерции во всех ее проявлениях, приносившей немалые дивиденды.
Наиболее отчетливо это проявилось в XVI в.
в связи с расширением и усложнением торговли и финансовых операций богатейших лондонских купцов.
Однако нельзя говорить об отказе олдерменов от должности как о сложившейся практике речь идет лишь об отдельных случаях.
Закрепленные городским законодательством критерии для избрания олдерменами были следующими.
Прежде всего, это принадлежность претендентов на должность к сообществу фрименов полноправных горожан, которые, помимо прочих привилегий, единственные имели право участвовать в выборах должностных лиц города и формировании органов городского управления.
Далее, предусматривалось их обязательное членство в одной из «Двенадцати Больших ливрейных компаний» Лондона торговцев предметами роскоши, бакалейщиков, суконщиков, торговцев рыбой, ювелиров, меховщиков, торговцев готовым платьем, галантерейщиков, торговцев железными изделиями, вином, солью, пряностями, сукноделов и торговцев шерстью.
При этом важно учесть, что олдермены входили в ограниченную по составу, самую богатую и влиятельную часть компании верхушку ливреи.
Фактически должность олдермена оставалась в руках именно таких богатейших купцов.
Значение «Двенадцати Больших ливрейных компаний» на протяжении рассматриваемых трех столетий менялось, отражая изменения в экономике и социальном облике Лондона и королевства в целом.
Одни из них отходили на второй план или вовсе исчезали, как это случилось с 496

[Back]