Проверяемый текст
Чернова Лариса Николаевна. Правящая элита Лондона XIV-XVI веков (Диссертация 2009)
[стр. 205]

205 меховщиков, ювелиров), купеческим по своему характеру, олдермены осуществляли крупномасштабную торговлю самыми разными товарами как в Англии, так и за ее пределами (в Венеции, Флоренции, Генуе, Испании, Франции и пр.)93.
Вместе с тем, богатейшие и могущественные лондонцы XIVXVI вв., к числу которых относились олдермены, очень часто были одновременно не только крупными купцами, но и финансистами, кредиторами.
Социальное поле для взаимодействия в этой сфере было весьма широким: кредитные операции связывали лондонских олдерменов с представителями самых разных социальных категорий, включая столичных и провинциальных купцов и мастеров, торговцев из Италии, Испании, Франции, а также английское дворянство и королевскую власть.
Многие из них были также земельными собственниками и владельцами разнообразной недвижимости в городе и различных графствах Англии.

Чернова выделяет три категории владельческих прав олдерменов на недвижимость: феод, аренда и частная собственность (при безусловном укреплении двух последних на протяжении XIV-XVT вв.).
Основными путями приобретения недвижимости лондонскими олдерменами и в городе, и за его пределами в течение всего рассматриваемого периода были покупка, наследование и женитьба на богатых наследницах94.

Заключение браков между представителями олдерменских фамилий способствовало сплочению и консолидации правящей элиты Лондона, придавало ей необходимую устойчивость и закрепляло относительную замкнутость этой социальной группы.
Семейная солидарность представляется важнейшим инструментом реализации политического и экономического господства городской элиты.

Таким образом, проанализировав большой массив источников, Л.Н.Чернова приходит к заключению, что формирование института олдерменов как правящей элиты Лондона происходило постепенно параллельно с развитием самого города, становлением его основных социальных и политических функций и привилегий.
Очевидно, существенной была роль олдерменов уже с конца IX в., хотя говорить об олдерменстве как о
[стр. 373]

373 государства и порчи монеты, а с середины века в Англии, как и всюду в Европе, стало ощущаться влияние «революции цен», которая вызвала подорожание продуктов питания и сельскохозяйственного сырья.
13третьих, напомнили о себе многолетние неурожаи, породившие нехватку продовольствия в стране: голод и дороговизна охватили почти все графства Англии, что устраивало предпринимателей, поставлявших на рынок зерно, мясо, молоко и другие продукты.
Во многих случаях земля являлась гарантией выживания в условиях часто случавшихся неурожаев.
В совокупности перечисленных факторов заключается причина интереса богатых лондонцев к земельной собственности.
Таким образом, признавая первостепенную роль торгово-финансовой деятельности в структуре хозяйственных занятий олдерменов Лондона, необходимо отметить, что многие из них были также земельными собственниками и владельцами разнообразной недвижимости в городе и различных графствах Англии.
Есть все основания говорить о том, что применительно к городу речь должна идти, скорее, о домовладении, преимущественно коммерческом по своему характеру.
Можно выделить три категории владельческих прав олдерменов на недвижимость: феод (об особенностях которого говорилось выше), аренда и частная собственность (при безусловном укреплении двух последних на протяжении XIV-XVI вв.).
Основными путями приобретения недвижимости лондонскими олдерменами и в городе, и за его пределами в течение всего рассматриваемого периода были покупка, наследование и женитьба на богатых наследницах.

Социальное поле для взаимодействия столичных олдерменов в сфере землевладения было достаточно широким, включая представителей различных категорий горожан (купцы, мелкие торговцы, ремесленные мастера), дворянства, церкви и монастырей.
При этом хотелось бы отметить, что олдермены отчасти сами создавали для себя довольно опасных конкурентов, особенно в лице церкви и монастырей.
Ведь они

[стр.,493]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Формирование института олдерменов как правящей элиты Лондона происходило параллельно с развитием города, становлением его основных социальных и политических функций.
Очевидно, существенной была роль олдерменов уже с конца IX в., хотя говорить об олдерменстве как о
сложившемся городском явлении, видимо, не следует ранее конца XII в., а, скорее всего, начала XIII столетия.
Именно к этому времени Лондон занял общепризнанные позиции ведущего экономического центра, официальной столицы королевства и приобрел статус самого привилегированного, с максимально возможными тогда социально-политическими правами, города Англии.
В период XIV-XVI вв.
олдермены Лондона, как и сам город, предстают в наиболее зрелом виде, ярко отражая сущностные черты и основополагающие тенденции в развитии городской жизни Позднего Средневековья.
Городская власть в Лондоне концентрировалась в муниципалитете, зримым материальным олицетворением которого с XV в.
стало здание Гилдхолла.
Однозначной и абсолютной властной иерархии, четкого разделения ее функций и полномочий на сегодняшний день не выявляется.
Но в целом структура муниципальной власти Лондона XIV-XVI столетий представляется следующей: «Совет олдерменов» в составе 23-26 человек (в зависимости от количества административных округов) и мэр; «Совет избранных», комплектовавшийся за счет мэра, олдерменов и 150200 советников, избиравшихся по административным округам; «Совет Ассамблеи горожан», состоявший из мэра, олдерменов, шерифов и, примерно, 70 «гильдейских старшин», занесенных в списки фрименов и носивших ливрею одной из «Двенадцати Больших ливрейных компаний».
Администрация города была непосредственно связаны с судебной властью, представленной Судом мэра, Судом олдерменов и Судом

[стр.,497]

представителям определенных олдерменских семей постоянное участие во властных структурах Лондона.
Однако необходимо признать, что характер источников, которыми мы располагаем, не позволяет достоверно определить точное количество таких семейств.
По-видимому, речь может идти о 20-30 фамилиях, имевших многоплановые и разветвленные узы родства и свойства В олдерменской среде отчетливо прорисовываются деловые связи между правящими фамилиями в сфере торговли, финансово-кредитных операций, инвестирования средств в недвижимость и ее коммерческом использовании.
Семейная солидарность представляется важнейшим инструментом реализации политического и экономического господства городской элиты.

Однако замкнутость олдерменской общности XIV-XVI вв.
не была абсолютной.
Ее состав постоянно пополнялся за счет выходцев из самых разных социальных слоев и общностей.
Среди них лондонские купцы и купцы из различных городов и городков Англии, обладавшие немалыми денежными ресурсами и хорошей репутацией в деловой, купеческой, среде.
А так же, как правило, младшие сыновья из дворянских фамилий джентри самых разных графств Англии, стремившиеся обеспечить свою жизнь благодаря непосредственному вовлечению в торговлю, которая, по меньшей мере, с XIV в.
была хорошо известной им сферой деятельности.
Широкий и систематический приток свежих сил из графств и провинциальных английских городов, надо полагать, положительно сказывался на качественных характеристиках олдерменской общности Лондона.
Происходило значительное и более или менее постоянное обновление ее состава за счет энергичных и предприимчивых социальных элементов, стремившихся добиться успеха, карьерного роста, полагаясь, прежде всего, на собственные силы, способности и возможности.
Все это, безусловно, укрепляло экономическое могущество крупных лондонских купцов и межсословные взаимосвязи, а, в конечном счете, усиливало позиции олдерменов в городском сообществе и городских органах власти.
498

[Back]