59 феодализма. Подобно тому, как они сокрушили феодальный способ производства и содействовали падению феодальных сословных перегородок, так и в политической сфере городам обязано государство гем, что пала мощь феодальной знати, которая была самым сильным его врагом... В эволюцию европейского правосознания города сделали также большой вклад... Гений средневекового гражданства обнаружил необыкновенную мощь в юридическом творчестве... В городах подготовляется почва для того великого явления, которое получило в науке название эмансипации личности. Личность могла освободиться от пут церковной опеки только там, где уже существовала экономическая, социальная и политическая свобода...»72. Иными словами, А.К.Дживелегов подошел к выводу об антифеодальной природе города как исторического феномена, повлиявшего на все стороны жизни средневекового европейского общества и его решающей цивилизаторской роли. В 1904 г. в Одессе вышла книга И. М. Бондаренко «Английский город в средние века» единственная в российской дореволюционной науке работа по этой теме. Однако данную книгу нельзя назвать исследовательским трудом она, в основном, была посвящена критическому разбору теорий происхождения средневекового города в Англии У. Стебса и Ч. Гросса главных авторитетов, на мнение которых опирался И. М. Бондаренко. Книга представляла собой переработанное студенческое сочинение на предложенную Историко-филологическим факультетом Одесского университета тему. В такой работе не мог быть использован значительный круг литературы, автор лишь излагал существовавшие в историо!рафии начала XX в. взгляды на тот или иной вопрос. Хотя для своего времени книга представляла несомненный интерес, однако, в отличие от первой монографии А.К.Дживелегова, она содержит только пересказ теорий английских историков, собственные выводы автора отсутствуют. Возможно, по этой причине не упоминают о труде И.М.Бондаренко ни В.П.Бузескул, ни Е.В.Гутнова в своих историографических работах. В 30-е годы В. В. |
полной мере оценить взгляды ученого на этот вопрос, позволим себе привести достаточно обширную цитату из ею сочинения: «историческая роль, которую пришлось сыг рать средневековым городам, была огромна... В экономическом отношении юрод являлся одним из важнейших факторов разложения натурального хозяйства... Социальная роль городов не менее значительна. 11реждс всего приходится обратить внимание на их деятельность в процессе разложения крепостного права... В политическом отношении города сослужили великую службу в процессе общественного развития. И здесь первым долгом приходится обратить внимание на их роль в качестве принципиального противника феодализма. Подобно тому, как они сокрушили феодальный способ производства и содействовали падению феодальных сословных перегородок, так и в политической сфере городам обязано государство тем, что пала мошь феодальной знати, которая была самым сильным его врагом... В эволюцию европейского правосознания юрода сделали также большой вклад... Генин средневекового гражданства обнаружил необыкновенную мошь в юридическом творчестве... В городах подготовляется почва для того великого явления, которое получило в науке название эмансипации личности. Личность могла освободиться or пут церковной опеки только там, где уже. существовала экономическая, социальная и политическая свобода...» . Иными словами, А.К. Джи вел его в подошел к выводу, по сути дела, об антифеодальной природе города как исторического феномена, повлиявшего на все стороны жизни средневекового европейского общества и ею решающей цивилизаторской роли. Последней в ряду работ по истории города в отечественной дореволюционной историографии стала книга выпускника Петроградского университета, ученика И.М.Гревса. в последующем профессора Флорентийскою университета Н.П.Оггокара (1884-1957) «Опыты по истории французских городов в средние века» . Ота монография, написанная в Джнвелегов Л.К. Средневековые города в Западной Европе. С. 231. 234. 236. 240. 241242.' s ОттокарН.11 Опыты по истории французских городов в средние века. Пермь. 1919. |