88 первой страной, с которой у нас установились регулярные научные контакты в виде так называемых двусторонних коллоквиумов, проводившихся раз в два года попеременно то в Москве, то в Лондоне...»3. Научные контакты налаживались не только с представителями марксистской историофафии. Некоторые шаги становилось возможным делать в сторону контактов и с учеными знаменитой французской школы «Анналов»: в 1957 году благодаря усилиям А.Д.Люблинской на русском языке вышла работа основателя этой школы М.Блока «Характерные черты французской аграрной истории»4, а вскоре после этого СССР посетил знаменитый французский ученый, возглавлявший тогда школу «Анналов», Фернан Бродель5. Это способствовало спаду воинственности в отношении «буржуазной» историографии со стороны отечественных ученых «советской» генерации и их постепенной переориентации на «комплексный подход к историографическим проблемам»6. С середины 1950-х гг. началось регулярное участие советских историков в Международных конфессах исторических наук, Международных конфессах у экономической истории и других научных собраниях . Именно в это время стал заметно возрастать интерес к истории средневекового города, особенно когда стало очевидным, что изучение афарной истории XI-XVII вв. невозможно без учета влияния на нее истории средневекового города и что изучение города как исторического феномена гораздо более глубоко и всесторонне позволяет раскрыть как содержание средневековья в целом, так и последующих эпох европейской истории. Таким образом, основные аспекты изучения истории средневекового города, заложенные русскими историками второй половины XIX начала XX вв. и начавшие разрабатываться в русле позитивизма, получили развитие в советской медиевистике уже с позиций марксистского подхода к истории. При этом в 50-е гг. сохранялась тенденция к исследованию городов «классических» стран Западной Европы Германии, Италии, Франции. В первую очередь изучалась проблематика, относящаяся к зрелому (позднему) городу, в котором |
45 На это время также пришлись первые встречи наших историков с зарубежными коллегами и начало переводов отдельных зарубежных • исследовании на русский язык. Вот как об этом вспоминает L.B. I угнова: «Запомнился мне приезд, наверное, в 1953-1954 годах группы английских историков-коммун истов: К. Хилла, Р. Хилтона, Э. Хосбаума. византиниста Броунинга... Благодаря личным связям Ь.Л. Косминского..., кажется, в 19561957 годах, Англия стала первой страной, с которой у нас установились регулярные научные контакты в виде так называемых двусторонних коллоквиумов, проводившихся раз в два года попеременно го в Москве, то в Лондоне...»"'1 *. Надо полагать, что научные контакты налаживались в британской столице не только с представителями марксистской ■ историографии и коммунистами. Какие-то шаги становилось возможным делать в сторону контактов и с учеными знаменитой школы «Анналов»: в 1957 голу, благодаря усилиям А.Д. Люблинской на русском языке выходит работа основателя этой школы М. Блока1"", а вскоре после этого СССР посетил знаменитый французский ученый, тогда глава школы «Анналов», Фернан Бродель '>то способствовало спаду воинственности в отношении «буржуазной» историографии со стороны наших ученых «советской» генерации и их постепенной переориентации на «комплексный подход к историографическим проблемам» . С конца 1950-х гг. началось регулярное участие наших историков в Международных конгрессах исторических наук. Международных конгрессах экономической истории и других научных собраниях1"3. Именно в это время стал заметно возрастать интерес к истории средневекового города, особенно когда стало очевидным, что изучение даже 1 1 Гугнова К.В. Пережитое. С. 13, 15. ‘' Блок М. Характерные черты французской аграрной истории) Мер. с фрапч. И И. Фроловой; рсл. и преднел. А.Д. Люблинской. М. 1957 Гутнова Е.В Пережитое. С. 15. ^ I угнова Е.Б 11ятьдесят лет советской медиевистики. С. 34. См.: Кравченко Е Л. Участие русских и советских историков в первых международных конгрессах историков < МКШ I) U Россия в XX веке: Судьбы исторической науки. М, 19%. С. 436-446. аграрной истории X1-XVII вв. невозможно без учета влияния на нее истории средневекового города и что изучение города как исторического феномена гораздо глубже и всесторонней раскроет как содержание средневековья в целом, гак и последующих эпох. Таким образом, основные аспекты изучения истории средневекового города, заложенные и начавшие разрабатываться в русле позитивизма русскими историками второй половины XIX начала XX вв.. получили определенное развитие в советской медиевистике уже с позиций марксистского подхода к истории. При этом в 20-50-е гг. сохранялась тенденция к исследованию городов «классических» стран Западной Европы Англии, Германии. Италии, Франции, а также Византии. В первую очередь изучалась проблематика, относящаяся к зрелому (позднему) городу, в котором можно было найти элементы разложения феодальных и зарождение элементов капиталистических отношений. Научные дискуссии, специально посвященные средневековой урбанистической проблематике, шли в 1940-е-1959-е гг. лишь ч рамках византиноведения, касались вопроса генезиса европейских городов и, но сути, сводились к оформлению двух основных позиций советских внзантинисгов-урбанистов. С одной стороны, это теория континуитета в генезисе городов Византии (М.Я. Сюзюмов, Е.Э. Липшиц, И.В. Соколова, Г.А. Наследовав с другой идея дисконуитета (А.П. Каждан. М.В. Левченко, Н.В. Пигулевская, 3.В. Удальцова). Но только на рубеже 50-60-х гг. в отечественной урбанистике наметился решительный переход к пристальному и всестороннему изучению различных аспектов становления средневекового городского строя. |