Проверяемый текст
Подмарев, Александр Александрович. Конституционные основы ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (Диссертация 2001)
[стр. 102]

защиты нравственности, прежде всего, ка распространение продукции и услуг сексуального характера.
Например, ст.
4 Закона
Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года (в ред.
от 21 июля 2005 года) гласит: «не допускается использование средств массовой информации...
для распространения передач, пропагандирующих порнографию...»1.
Согласно ст.
31 Закона
Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 года (в ред.
от 31 декабря 2005 года) «органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления не вмешиваются в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность ведёт к пропаганде...
порнографии»2.

Представляется, что критерий нравственности слишком расплывчат, по этому применять его как основание для ограничения прав и свобод нужно очень осторожно, поскольку нравственные критерии у разных групп населения и индивидов очень различны, При этом концепция нравственности меняется во времени.
Например, публикации, которые сто лет назад считались бы аморальными, в наши дни кажутся настолько безобидными, что никому в голову не придет ими возмущаться.
Поэтому уместным и необходимым является
учёт зарубежного опыта при разработке федеральных законов, устанавливающих ограничения прав и свобод в целях защиты нравственности.
Д.А.
Керимов справедливо отмечает, что при создании закона «необходимостью является проведение сравнительного анализа проектируемого закона...
с аналогичными установлениями прошлых и ныне действующих законодательных систем других государств...»3.

1 Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации.
1992.
-.№» 7.
Ст.
300.
2 Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации.
1992.
46.
Сг.
2615.
* Керимов Д .А .
Законодательная техника.
М.: РИЦ ИСПИ РАН, 1997.
С.
S.
[стр. 74]

цемерие, трусость, вероломство, клевета, зависть, высокомерие, смелость, честность, великодушие, скромность .
Установление ограничений прав и свобод в целях защиты нравственности отражает, прежде всего, определенные представления законодателя о необходимости государственной защиты определенных норм общественной морали, т.е.
в данном случае сложившиеся в обществе представления о нравственном и безнравственном переносятся в область права, и нарушение этих норм влечет санкции со стороны государства.
Ограничивая права и свободы в целях защиты нравственности, законодатель дает возможному поведению человека предварительную моральную оценку, т.е.
осуждает некоторые проявления реализации человеком его прав и свобод, которые могут нанести вред как нравственности общества в целом, так и нравственности отдельной личности.
Общая тенденция развития законодательства в России и зарубежных странах характеризуется установлением ограничений прав и свобод по мотивам защиты нравственности, прежде всего, на распространение продукции и услуг сексуального характера.
Например, ст.4 Закона
РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 г.
(с изм.
на 5.08.2000 г.) гласит: «не допускается использование средств массовой информации...
для распространения передач, пропагандирующих порнографию...» .
Согласно ст.31 Закона
РФ «Основы законодательства РФ о культуре» от 9.10.1992 г.
«органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления не вмешиваются в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность
ведет к пропаганде...
порнографии» .

Разумеется, у всех людей, даже принадлежащих к одному обществу, понятия о нравственности могут расходиться.
Общество многопланово и многослойно в культурном, а значит и в этическом отношении.
Каждая личность может придерживаться своих внутренних правил нравственности.
Следовательно невоз1См.: Словарь по этике /Под ред.
А.А.
Гусейнова и И.С.
Кона.
М., 1989.
С.
186-189, 220, 223-224, 227-228.
Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.
1992.
№7.
Ст.300; Собрание законодательства РФ.
1995.
№30.
Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.
1992.
№46.
Ст.2615.


[стр.,75]

можно и ненужно закреплять общенормативное определение нравственности.
Поэтому возможность установления ограничений прав и свобод с целью защиты нравственности не следует понимать как то, что законодатель может подменять правовые пределы свободы своими нравами.
Крайне опасным представляется такое явление как «моральная паника» особое состояние массового сознания, которое выражается в том, что какое-либо событие или поведение группы людей воспринимаются как угроза социальным и культурным ценностям, а те, от кого, как предполагается, исходит эта угроза, стереотипно наделяются всевозможными отрицательными качествами .
Реальные масштабы и причинные связи явлений при этом искажаются, частным явлениям приписывается глобальный демонический характер.
Противоядием ей служит основанное на принципах гласности открытое, спокойное и трезвое обсуждение наболевших вопросов и возможных способов их разрешений .
Представляется, что критерий нравственности слишком расплывчат, поэтому применять его как основание для ограничения прав и свобод нужно очень осторожно, поскольку нравственные критерии у разных групп населения и индивидов очень различны.
При этом концепция нравственности меняется во времени.
Например, публикации, которые сто лет назад считались бы аморальными, в наши дни кажутся настолько безобидными, что никому в голову не придет ими возмущаться.
Поэтому уместным и необходимым является
учет зарубежного опыта при разработке федеральных законов, устанавливающих ограничения прав и свобод в целях защиты нравственности.
Д.А.
Керимов справедливо отмечает, что при создании закона «необходимостью является проведение сравнительного анализа проектируемого закона...
с аналогичными установлениями прошлых и ныне действующих законодательных систем других государств...» .

Следует отметить, что законодательство зарубежных стран также оперирует понятием нравственности в качестве основания ограничения прав и свобод, в частности, свободы выражения мнений.
Например, в Великобритании существует Закон о непристойных публикациях 1959 г., который определяет материал 1См.: Словарь по этике.
/ Под ред.
А.А.
Гусейнова и Н.С.
Кона.
М., 1989.
С.243.
2Там же.
Керимов Д.А.
Законодательная техника.
Научно-методическое и учебное пособие.
М., 1998.
С.
8.
75

[Back]