Проверяемый текст
Подмарев, Александр Александрович. Конституционные основы ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (Диссертация 2001)
[стр. 103]

Следует отметить, что законодательство зарубежных стран также оперирует понятием нравственности в качестве основания ограничения нрав и свобод, в частности, свободы выражения мнений.
Например, в Великобритании существует Закон о непристойных публикациях 1959 года, который определяет материал
как непристойный, если его воздействие «взятое в целом, имеет тенденцию к растлению или развращению лиц, которые с учетом всех обстоятельств, вероятно, прочтут, увидят или услышат содержащиеся или заключенные в нем сведения».
Произведение не будет непристойным, если его распространение «оправдано как служащее общественному благу на том основании, что оно отвечает интересам науки, литературы, искусства или обучения либо другим целям, представляющим всеобщий интерес».
Такое оправдание может быть доказано ссылками на мнения «экспертов в области искусства, литературы или науки».
В настоящее время в Великобритании существует так называемая «относительная концепция непристойности».
Это означает, что, например, в соответствии с данным законном напечатанная статья не может считаться непристойной сама по себе; она может быть таковой лишь по отношению к
её вероятным читателям.
В частности, суду следует применять «различные критерии к подросткам, членам мужских клубов, людям различного рода деятельности и жителям разных местностей»1, В любом случае при разработке законов
необходимо тщательно и гласно обсуждать проблемы ограничений прав и свобод по мотивам защиты нравственности с учётом представлений современного общества о моральном и аморальном в поведении людей.
Защита здоровья других лиц.
Конституция
Российской Федерации закрепляет право каждого человека на охрану здоровья (ч.
1 ст.
41).
Здоровье является одним из высших неотчуждаемых благ человека, без которого утрачивают значение многие другие блага и ценности.
В то же время оно не является только
1 Цит, со: Дженис М ., Кэй 1\, Брэдли Э.
Европейское право в области прав человека: Практика и комментарии.
М.:
Будапешт: Ин-т по констнтуц.
и законодат.
политике (COLPI), 1997.
С.
183, 204.
[стр. 75]

можно и ненужно закреплять общенормативное определение нравственности.
Поэтому возможность установления ограничений прав и свобод с целью защиты нравственности не следует понимать как то, что законодатель может подменять правовые пределы свободы своими нравами.
Крайне опасным представляется такое явление как «моральная паника» особое состояние массового сознания, которое выражается в том, что какое-либо событие или поведение группы людей воспринимаются как угроза социальным и культурным ценностям, а те, от кого, как предполагается, исходит эта угроза, стереотипно наделяются всевозможными отрицательными качествами .
Реальные масштабы и причинные связи явлений при этом искажаются, частным явлениям приписывается глобальный демонический характер.
Противоядием ей служит основанное на принципах гласности открытое, спокойное и трезвое обсуждение наболевших вопросов и возможных способов их разрешений .
Представляется, что критерий нравственности слишком расплывчат, поэтому применять его как основание для ограничения прав и свобод нужно очень осторожно, поскольку нравственные критерии у разных групп населения и индивидов очень различны.
При этом концепция нравственности меняется во времени.
Например, публикации, которые сто лет назад считались бы аморальными, в наши дни кажутся настолько безобидными, что никому в голову не придет ими возмущаться.
Поэтому уместным и необходимым является учет зарубежного опыта при разработке федеральных законов, устанавливающих ограничения прав и свобод в целях защиты нравственности.
Д.А.
Керимов справедливо отмечает, что при создании закона «необходимостью является проведение сравнительного анализа проектируемого закона...
с аналогичными установлениями прошлых и ныне действующих законодательных систем других государств...» .
Следует отметить, что законодательство зарубежных стран также оперирует понятием нравственности в качестве основания ограничения
прав и свобод, в частности, свободы выражения мнений.
Например, в Великобритании существует Закон о непристойных публикациях 1959 г., который определяет материал
1См.: Словарь по этике.
/ Под ред.
А.А.
Гусейнова и Н.С.
Кона.
М., 1989.
С.243.
2Там же.
Керимов Д.А.
Законодательная техника.
Научно-методическое и учебное пособие.
М., 1998.
С.
8.
75

[стр.,76]

как непристойный, если его воздействие «взятое в целом, имеет тенденцию к растлению или развращению лиц, которые с учетом всех обстоятельств, вероятно, прочтут, увидят или услышат содержащиеся или заключенные в нем сведения».
Произведение не будет непристойным, если его распространение «оправдано как служащее общественному благу на том основании, что оно отвечает интересам науки, литературы, искусства или обучения либо другим целям, представляющим всеобщий интерес».
Такое оправдание может быть доказано ссылками на мнения «экспертов в области искусства, литературы или науки».
В настоящее время в Великобритании существует так называемая «относительная концепция непристойности».
Это означает, что, например, в соответствии с данным законном напечатанная статья не может считаться непристойной сама по себе; она может быть таковой лишь по отношению к
ее вероятным читателям.
В частности, суду следует применять «различные критерии к подросткам, членам мужских клубов, людям различного рода деятельности и жителям разных местностей» .
В любом случае при разработке законов
необходима тщательно и гласно обсуждать проблемы ограничений прав и свобод по мотивам защиты нравственности с учетом представлений современного общества о моральном и аморальном в поведении людей.
Защита здоровья других лиц.
Конституция
РФ закрепляет право каждого человека на охрану здоровья (чЛ ст.41).
Здоровье является одним из высших неотчуждаемых благ человека, без которого утрачивают значение многие другие блага и ценности.
В то же время оно не является только
личным благом гражданина, а имеет еще и социальный характер.
Иначе говоря, не только каждый должен заботиться о своем здоровье, но и общество обязано предпринимать все необходимые меры, содействующие охране здоровья граждан.
В этом праве наиболее отчетливо проявляется мера взаимной свободы и взаимной ответственности Л личности и государства, согласование личных и общественных интересов .
Согласно ст.1 Закона РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г.
(с изм.
на 20.12.1999 г.) охрана Цит.
по: Дженис М., Кэй Р., Брэдли Э.
Европейское право в области прав человека (Практика и комментарии).
М.,
1997.
С.183,204.
2 Комментарий к Конституции Российской Федерации /Общ.
ред.
Ю.В.
Кудрявцева.
М., 1996.
С.184.
76

[Back]