Проверяемый текст
Подмарев, Александр Александрович. Конституционные основы ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (Диссертация 2001)
[стр. 117]

предпочтение, которое основано на признаках расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства и которое имеет целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления всеми лицами, на равных началах, всех прав и свобод1.
Требование определенной правовой формы закрепления ограничений.
Под правовой формой закрепления ограничений необходимо понимать внешнее проявление его содержания или конкретный способ его реализации2.
Данная реализация осуществляется, как правило, посредством регулирующего принудительного воздействия государственных институтов.
Иными словами правовые формы ограничения есть политические меры, способы и методы деятельности уполномоченных государственных органов по приведению в жизнь законно установленных правоограничений3.
Конституция допускает установление ограничений исключительно федеральным законом (ч.
3 ст.
55).
В современной России формирование правового государства логично связано с повышением роли закона в государственной и общественной жизни.
Отражая в концентрированном виде социальные интересы, закон выступает главным регулятором общественных отношений.
Закон устанавливает рамки деятельности всех государственных и общественных институтов, занимает ведущее место в системе права, поскольку его юридическая сила определяет динамику и содержание всех остальных правовых актов.
В
современном отечественном и зарубежном конституционном праве общепризнанно, что регулирование прав, свобод и обязанностей человека и 1 Определение, разработанное Комитетом по правам человека ООН п 1989 году на основе обобщения специальных актов ООН, посвященных борьбе с определенными формами дискриминации / Цит.
по: М юллерсон
Р.Л.
Указ.
соч.
С.
55.
1 Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву.
Материалы «круглого
сгола» журнала «Государства и право» И Государство и право.
199S.
Ка 1 0 .С .
3 5 3 7 .
3 Крусс В.И.
Актуальные аспекты проблемы злоупотребления правами и свободами человека //Г осударство и прзво.
2002.
№ 7.
—С.
47.
[стр. 37]

не перерастает в произвол.
Иными словами, основной закон устанавливает меру взаимной свободы и взаимной ответственности государства и личности, определяет пределы государственного вторжения в сферу жизнедеятельности индивида, а также границы индивидуальной автономии личности...»1.
Свобода имеет свои пределы, границы.
Реализация прав и свобод в общественной жизни сталкивается с индивидуальными и публичными интересами.
Отсюда возникает необходимость разграничения сферы свободы индивида со статусом других обладателей прав и свобод и сферой прав и интересов государства и общества в целом.
Поэтому границы прав (свобод) неизбежны; они подлежат ограничениям и контролю; «свобода не может быть абсолютной, она требует ограничений, чтобы предупредить злоупотребления ею» .
Для определения пределов свободы человека Конституция РФ оперирует термином «ограничение» (ч.2 ст.
19, ч.2 ст.23, ч.З ст.55, ч.1 и ч.З ст.56, ст.79) .
Конституционный термин «ограничение» образован от общеупотребительного слова «ограничение», что означает «стеснить определенными условиями, поставить в какие-нибудь рамки, границы» .
В теории права правовое ограничение определяется как «правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите; это установленные в праве границы, в пределах которых субъекты должны действовать; это исключение определенных возможностей в деятельности лиц» .
Существуют и другие определения ограничения права (свободы).
Например, В.И.
Гойман определяет ограничение права (свободы) как «осуществляемое в соответствии с предусмотренными законом основаниями и в установленном порядке сужение его объема» .
М.А.
Нагорная как «изменение со1Эбзеев Б.С.
Конституция.
Демократия.
Права человека.
М., 1992.
С.131.
2Баглай М.В.
Конституционное право Российской Федерации.
М., 1998.
С.6.
Конституционный Суд РФ иногда использует термин «преграда» как тождественный термину «ограничение».
См.
например: Постановление Конституционного Суда РФ от 23.11.1999 г.
по делу о проверке конституционности абзацев 3 и 4 пункта 3 ст.27 Федерального закона от 26.09.1997 г.
«О свободе совести и религиозных объединениях» в связи с жалобами Религиозного общества Свидетелей Иеговы в г.
Ярославле и религиозного объединения «Христианская церковь Прославления» // Российская газета.
№249-250.
16.12.1999.
4Ожегов С.И.
Словарь русского языка.
М., 1984.
С.
390.
5Малько А.В.
Стимулы и ограничения в праве.
Саратов, 1994.
С.
59.
6Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву.
Материалы «круглого
стола» журнала «Государство и право» // Государство и право.
1998.
№7.


[стр.,89]

вой и религиозной принадлежности .
Очевидно, что данная норма нуждается в расширительном толковании: запрещаются любые формы ограничения прав всех лиц по этим признакам, а не только граждан.
Установление ограничений прав и свобод по данным признакам есть дискриминация, которая означает любое различие, исключение, ограничение либо предпочтение, которое основано на признаках расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства и которое имеет целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления всеми лицами, на равных началах, всех прав и свобод .
Подводя некоторый итог изложенному, можно утверждать, что конституционные основы, определяющие сущностные черты ограничений прав и свобод, позволяют, с одной стороны, защитить определенные социальные ценности (государственные, индивидуальные), с другой, гарантируют сохранение в неприкосновенности некоторых прав и свобод, пользование которыми не может входить в противоречие с конституционными целями, и которые в своей совокупности обеспечивают уважение достоинства личности в соответствии со ст.2 Основного Закона.
Следование данным основам и в правотворческой и правоприменительной деятельности будет способствовать нахождению необходимого баланса между свободой отдельного человека, свободой других лиц и интересами государства.
1Иногда данная норма дублируется в законодательстве.
См.
например ст.1 Семейного кодекса РФ (Федеральный закон от 29.12.1995 г.) // Собрание законодательства РФ.
1996.
№1.
2Определение, разработанное Комитетом по правам человека ООН в 1989 г.
на основе обобщения специальных актов ООН, посвященных борьбе с определенными формами дискриминации / Цит.
по: Мюллерсон
Р.А.
Права человека: идеи, нормы, реальность.
М., 1991.
С.55.


[стр.,90]

§2.
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРИНЦИПА ЗАКРЕПЛЕНИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ ПРАВ И СВОБОД ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ Конституция РФ допускает установление ограничений исключительно федеральным законом (ч.З ст.55).
В большинстве положений Основного Закона РФ о правах и свободах имеются оговорки общего или конкретного характера относительно законов, регулирующих ограничения прав и свобод, хотя они терминологически и не единообразны.
Оговорка о законе уполномочивает законодателя определить случаи, в которых право (свобода) может быть ограничено.
В современной России формирование правового государства логично связано с повышением роли закона в государственной и общественной жизни.
Отражая в концентрированном виде социальные интересы, закон выступает главным регулятором общественных отношений.
Закон устанавливает рамки деятельности всех государственных и общественных институтов, занимает ведущее место в системе права, поскольку его юридическая сила определяет динамику и содержание всех остальных правовых актов.
В
настоящее время федеральные законы призваны составлять фундамент порядка в обществе, наиболее важную, центральную часть всего нормативноправового массива; именно федеральные законы являются правовой формой реализации конституционных предписаний, в том числе посвященных правам и свободам личности.
Однако текущее законодательство не наполняет конституционные нормы новым содержанием, а лишь конкретизирует основополагающие конституционные положения в соответствующей сфере правовой жизни общества.
В Конституции РФ определены главные цели и объекты правового регулирования.
Обладая абстрактным содержанием, Конституция РФ связывает реализацию своих норм с действием соответствующих законов; «закон в силу самой строгости его изложения представляется лучшим техническим способом установления четких норм в эпоху, когда сложность общественных отношений выдвигает на первый план среди всех 90

[Back]