Проверяемый текст
Подмарев, Александр Александрович. Конституционные основы ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (Диссертация 2001)
[стр. 132]

22 ноября 1991 года Верховный Совет РСФСР принял Декларацию прав и свобод человека и гражданина, ст.
39 которой гласила: «Временное ограничение прав и свобод человека и гражданина допускается в случае введения чрезвычайного положения на основаниях и в пределах, устанавливаемых законом
РСФСР»1.
В соответствии с Декларацией в Конституцию РСФСР 1978 года были внесены дополнения и в
её тексте появилась ст.
67-3, которая повторяет формулировку ст.
39 Декларации.
До принятия
Конституции Российской Федерации 1993 года, чрезвычайное положение вводилось ещё несколько раз: 2 ноября 1992 года на территории Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики, 27 марта 1993 года в части Пригородного района и прилегающих к нему местностях Северо-Осетинской ССР и в части Назрановского района Ингушской Республики.
Классическое обоснование правомочия государства по введению чрезвычайного режима
сформулировано более ста лет назад немецким государствоведом К.Ф.
фон Гербер: «В основе признания государственного чрезвычайного права лежит идея, что у государства сверх его нормальной конституционной жизни есть право на существование, которое появляется при аномальных чрезвычайных обстоятельствах»2.
Германский ученый
Влюнчли писал: «когда дело идёт действительно о спасении государства и когда это спасение невозможно без нарушения соответствующих прав отдельных лиц или даже целых классов населения, правительство не может, да и не должно, щадя эти права и интересы, обрекать государство на гибель; непреклонно следуя принципу «Общественное благо высший закон», оно должно сделать всё, что необходимо для сохранения и спасения государства»3.
В
настоящее время основным способом восстановления конституционного правопорядка, как уже было отмечено выше, является введение особых госу1 Декларация прав и свобод человека и гражданина: Принята Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22 ноября 1991 № 1920-1 // Ведомости Совета народных депутатов РСФСР и Верховного Совета Р С Ф С Р .-1991.-К а 5 2 .-С т .
1865.
2 Цит.
по Галенпольский Ф.С.
Указ.
соч.
С.25.
3 Цит.
по Дерюжииский В.О.
Полицейское право: Пособие для студентов.
СПб.: Сенатская Типография, 1903.
С .
187.
[стр. 134]

рая исходит извне (война, агрессия) или изнутри (восстание, крупномасштабные социальные конфликты) государства.
Классическое обоснование правомочия государства по введению чрезвычайного режима
сформулировал более ста лет назад немецкий государствовед К.Ф.
фон Гербер: «В основе признания государственного чрезвычайного права лежит идея, что у государства сверх его нормальной конституционной жизни есть право на существование, которое появляется при аномальных чрезвычайных обстоятельствах» .
Германский ученый
Блюнчли писал: «когда дело идет действительно о спасении государства и когда это спасение невозможно без нарушения соответствующих прав отдельных лиц или даже целых классов населения, правительство не может, да и не должно, щадя эти права и интересы, обрекать государство на гибель; непреклонно следуя принципу «общественное благо высший закон», оно должно сделать все, что необходимо для сохранения и спасения государства» .
В
конституционном (государственном) праве зарубежных стран чрезвычайное или иное особое положение рассматривается как особый правовой режим деятельности государства, вводимый на определенное время с целью спасения государства и восстановления нормального правопорядка.
Конституционно-правовой институт чрезвычайного режима является важным элементом правовых систем (и обязательным компонентом системы национальной безопасности) в любом государстве современного мира.
Этот институт представляет собой систему согласованных конституционно-правовых норм, определяющих: а) основания и цели введения чрезвычайного режима; б) государственный орган, уполномоченный вводить чрезвычайный режим; в) порядок его введения; г) пространственные и временные границы действия; д) особый режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц и возложение на них дополнительных обязанностей; е) в федеративных государствах временные изменения в разграничении предметов веде! Цит.
по: Галенпольский Ф.С.
Вопросы правового регулирования ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения (на примере ФРГ) // Московский журнал международного права.
1998.
№4.
С.25.
2Цит.
по: Дерюжинский В.О.
Полицейское право.
СПб., 1903.
С.
187.


[стр.,154]

России чрезвычайное положение было введено в ноябре 1991 г.
Указом Президента РСФСР на территории Чечено-Ингушской Республики .
22 ноября 1991 г.
года Верховный Совет РСФСР принял Декларацию прав и свобод человека и гражданина, ст.39 которой гласила: «временное ограничение прав и свобод человека и гражданина допускается в случае введения чрезвычайного положения на основаниях и в пределах, устанавливаемых законом
РСФСР>Г.
В соответствии с Декларацией в Конституцию РСФСР 1978 г.
были внесены дополнения и в
ее тексте появилась ст.67-3, которая слово в слово повторяет формулировку ст.39 Декларации .
До принятия
новой Конституции в 1993 году чрезвычайное положение вводилось еще несколько раз: 2 ноября 1992 г.
на территории Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики, 27 марта 1993 г.
в части Пригородного района и прилегающих к нему местностях Северо-Осетинской ССР и в части Назрановского района Ингушской Республики .

Конституция РФ 1993 г.
более подробно, по сравнению с Конституцией РСФСР 1978 г.
(с изм.
и доп.
на 10.12.1992 г.), регламентирует чрезвычайные режимы и регулирует права и свободы человека в условиях этих режимов.
Это объясняется тем, что основополагающий конституционный принцип о признании человека, его прав и свобод высшей ценностью не прекращает действовать и в условиях чрезвычайных обстоятельств.
Конституция РФ 1993 г.
не дает ни определения, ни развернутой характеристики режимов чрезвычайного и военного положения и устанавливает, что эти режимы должны регулироваться федеральными конституционными законами .
Несмотря на то, что по смыслу Конституции РФ все общественные отношения, связанные с особыми режимами, должны регулироваться только соответствующими конституционными законами, в настоящее время некоторые аспекты режима чрезвычайного положения регулируются также Федеративным договором 1Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.
1991.

№46.
Ст.
1546.
‘ Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.
1991.
№52.
Ст.
1865.
J Сборник законодательства по конституционному (государственному) праву Российской Федерации.
Ростов н/Д., 1997.
С.
89.
4Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.
1993.
№22.
Ст.
2027, 2028.
5Пока принят только закон, регламентирующий режим чрезвычайного положения.
См.: Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 г.
// Российская газета.
№105.
2.06.2001.
154

[Back]