Проверяемый текст
Подмарев, Александр Александрович. Конституционные основы ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (Диссертация 2001)
[стр. 136]

Неотъемлемым элементом института особых правовых режимов является ограничение прав и свобод человека и гражданина, что предполагает изменение правового статуса личности.
«В условиях, когда имеется реальная угроза государственной или общественной безопасности, писал В.И.
Новоселов, либо государственная или общественная безопасность уже нарушены, в интересах государства и общества бывает необходимо изменять правовой статус граждан.
Это означает, во-первых, возложение на граждан дополнительных обязанностей, вызванных конкретными обстоятельствами особого положения, вовторых, определенное сужение возможностей для реализации некоторых
прав и личных свобод.
Подобное изменение круга прав и обязанностей имеет место лишь в качестве временной меры, как правило, на ограниченной территории»1.
Ограничения при чрезвычайном
и военном положении носят не индивидуальный, персонифицированный характер, а распространяются на население всей территории, вне зависимости от того, предпринимались ли конкретными субъектами противоправные или ставящие под угрозу общественную безопасность действия.
Принципиальная цель введения
особого правового режима защита прав и свобод и создание условий для восстановления нормального правопорядка.
Государство, ограничивая некоторые права и свободы человека с одной стороны, с другой стороны посредством введения
особого правового режима обеспечивает сохранение других, более значимых и необходимых для существования человека прав и свобод.
Фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, в том числе во время чрезвычайного положения и даже войны2.
Поэтому введение особых правовых режимов необходимо рассматривать не только в негативном контексте ограничения прав и свобод, но и как способ обеспечения и защиты основных (конституционных) прав и свобод человека и гражданина.
1 Новоселов В.И.
Правовое положение граждан в советском государствен
пом управлении.
Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1976.-С .
121 122.
2 См.: Карташкин В.А.
Международные механизмы защиты прав человека.
М.: НОРМА, 2003.
С.
7 1 0 .
[стр. 141]

также делегировать эти полномочия назначенным им членам правительств земель» (cT.115-f) .
В литературе отмечается, что в условиях состояния обороны Германия превращается в централизованное унитарное государство .
Существенное ограничение прав членов федерации происходит также при так называемой «федеральной интервенции».
Этот институт существует в Индии, Бразилии, Мексике, Аргентине, Венесуэле, Пакистане, Швейцарии3.
Федеральную интервенцию можно рассматривать как разновидность института чрезвычайного положения «в его мягкой (по характеру) и региональной (по типу) форме» .
Федеральная интервенция используется для обеспечения целостности страны, восстановления конституционных органов власти, пресечения массовых беспорядков.
В случае федеральной интервенции органы власти члена федерации распускаются и управление осуществляется либо напрямую главой государства, либо его представителем.
Например, в Индии при подобной ситуации законодательное собрание штата распускается, министры правительства штата уходят со своих постов, власть в штате переходит к назначенному президентом представителю федерации в штате (обычно это бывает губернатор штата, назначаемый в каждый штат президентом, но при обычных условиях реальной властью не обладающий)5.
Как уже было сказано, неотъемлемым элементом института чрезвычайного положения является ограничение прав и свобод человека и гражданина, что предполагает изменение правового статуса личности.
«В условиях, когда имеется реальная угроза государственной или общественной безопасности, писал В.И.
Новоселов, либо государственная или общественная безопасность уже нарушены, в интересах государства и общества бывает необходимо изменять правовой статус граждан.
Это означает, во-первых, возложение на граждан дополнительных обязанностей, вызванных конкретными обстоятельствами особого положения, во-вторых, определенное сужение возможностей для реализации некоторых
1Конституции государств Европейского Союза.
М., 1997.
С.
225.
Конституционное (государственное) право зарубежных стран.
Т.
3.
Особенная часть.
Страны Европы.
/ Отв.
ред.
Б.А.
Страшун.
М., 1998.
С.
412.
3Подробнее см.: Домрин А.Н.
Федеральная интервенция: особенности правового регулирования в зарубежных странах // Журнал российского права.
1998.
№3.
С.
103-117.
4Там же.
С.105.
5Чиркин В.Е.
Современный федерализм: сравнительный анализ.
М., 1995.
С.
63.


[стр.,142]

прав и личных свобод.
Подобное изменение круга прав и обязанностей имеет место лишь в качестве временной меры, как правило на ограниченной территории» .
Ограничения при чрезвычайном
положении носят не индивидуальный, персонифицированный характер, а распространяются на население всей территории, вне зависимости от того, предпринимались ли конкретными субъектами противоправные или ставящие под угрозу общественную безопасность действия.
Принципиальная цель введения
чрезвычайного положения защита прав и свобод и создание условий для восстановления нормального правопорядка.
Государство, ограничивая некоторые права и свободы человека с одной стороны, с другой стороны посредством введения
чрезвычайного положения обеспечивает сохранение других, более значимых и необходимых для существования человека прав и свобод.
Поэтому введение чрезвычайного положения необходимо рассматривать не только в негативном контексте ограничения прав и свобод, но и как способ обеспечения и защиты основных (конституционных) прав и свобод человека и гражданина.
Следует отметить, что существующий при нормальном конституционном правопорядке баланс между властными полномочиями государства и свободой человека при введении чрезвычайного режима нарушается в пользу государства, поскольку в этих условиях государство имеет возможность в большей степени контролировать поведение людей, устанавливая фактический запрет на реализацию почти всех конституционно закрепленных прав и свобод.
Это может быть оправдано только одной целью —защита других, более важных, прав и свобод человека.
Американский юрист Дональд Блэк в своей книге «Поведение права» предлагает сжатое, простое определение права.
Право, по его мнению, это «правительственный социальный контроль».
Под «социальным контролем» он подразумевает «социальные нормы...
которые способствуют хорошему и полезному для общества поведению индивидов или групп индивидов и препятствуют плохому поведению» .
Как нельзя лучше это определение подходит для права чрезвычайного положения, поскольку при действии чрезвычайного режима использу1Новоселов В.И.
Правовое положение граждан в советском государственном
управлении.
Саратов, 1976.
С.
121122.
2Цит.
по: Фридмэн Л.
Введение в американское право.
М., 1993.
С.
8.
142

[Back]