Проверяемый текст
Подмарев, Александр Александрович. Конституционные основы ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (Диссертация 2001)
[стр. 139]

Итак, согласно ч.
3 ст.
56 Конституции России во время действия режима чрезвычайного положения не подлежат ограничению: право на жизнь (ст.
20); право на достоинство личности (ч.
1, ст.
21); запрет пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (ч.
2, ст.
21); право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч.
1, ст.

23); запрет сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (ч.
1, ст.
24); обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч.
2, ст.
24); свобода совести (ст.
28); право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч.
1, ст.
34); право на жилище
(ст.
40); право на судебную защиту прав и свобод (ст.
46); право на обжалование в суд действий и решений органов государственной власти и органов местного самоуправления (ч.
2, ст.
46); право на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч.
3, ст.
46); право на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч.
1, ст.
47); право
обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч.
2, ст.
47); право на получение квалифицированной юридической помощи (ч.
1, ст.
48); право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ч.
2, ст.
48); презумпция невиновности (ст.
49); запрет на повторное осуждение за одно и то же преступление (ч.
1, ст.
50); запрет на использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч.
2, ст.
50); право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания (ч.
3, ст.
50); освобождение от обязанности свидетельствовать против себя самого, своего супруга и
[стр. 94]

возможно установление ограничений прав и свобод человека и гражданина, а также возможно ли закрепление ограничений другими нормативными актами.
Федеральный закон о поправке к Конституции РФ.
Этот вид федерального закона первоначально был установлен Постановлением Конституционного Суда РФ1.
В дальнейшем порядок и условия внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок были урегулированы Федеральным законом «О по2 рядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» от 4.03.1998 г.
Согласно ч.2 ст.2 данного закона под поправкой к Конституции РФ понимается любое изменение текста глав с 3 по 8 Конституции РФ: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав.
Может ли федеральный закон о поправке к Конституции РФ ограничивать права и свободы человека и гражданина? Хотя в Конституции правам и свободам посвящена глава 2-я, которая под действие поправок не подпадает, тем не менее, из анализа глав с 3 по 8 следует, что федеральный закон о поправке может содержать ограничения прав и свобод.
Например, ч.2 ст.74 гласит, что «ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей».
В данном случае это ни что иное как условия ограничения закрепленного 4.1 ст.34 Конституции права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Гипотетически возможно расширение данных условий федеральным законом о поправке к Конституции РФ.
Федеральный закон о поправке может также установить дополнительные ограничения пассивного избирательного права для кандидатов на пост Президента РФ (ч.2 ст.81), для кандидатов в депутаты Государственной Думы (ч.1 ст.97), ограничения для занятия должности судьи (ст.
119), а также ограничения прав граждан при осуществлении местного самоуправления (ч.2 ст.
130).
Возможно 1Постановление Конституционного Суда РФ от 31.10.1995 г.
по делу о толковании ст.
136 Конституции РФ.
// Собрание законодательства РФ.
1995.
№45.
2Собрание законодательства РФ.
1998.
№10.
Ст.1146.


[стр.,164]

постановления Правительства РФ от 9 декабря 1994 года N 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности РФ, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа», Указа Президента РФ от 2 ноября 1993 года N 1833 «Об Основных положениях военной доктрины РФ» (далее «Чеченское дело») .
Поэтому автор считает возможным и необходимым при анализе исследуемой проблемы обращаться к данному постановлению, а также к особым мнениям судей Конституционного Суда РФ.
Итак, с учетом вышеизложенных соображений, к числу конституционных принципов (основ) ограничения прав и свобод человека в условиях чрезвычайного (военного) положения можно отнести: 1) Запрет налагать дополнительные ограничения на некоторые права и свободы.
К этой группе, по мнению автора, относятся следующие права и свободы: право на жизнь (ч.
1 ст.20); право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч.1 ст.23, ч.1 ст.24); право знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ч.2 ст.24); свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст.28); право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч.1 ст.34); право на жилище и право не быть произвольно лишенным жилища (ч.1 ст.40); право на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты (ч.З ст.46); право на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч.1 ст.47); право потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью на защиту закона; право потерпевших на компенсацию 1Собрание законодательства Российской Федерации.
1995.
№33.
Ст.
3424.
164

[стр.,168]

достижения положительного социального эффекта».
Как можно уяснить из данного определения, инвестиционная деятельность является одним из способов реализации закрепленного в ч.1 ст.34 права на «свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности», а это право изъято Конституцией из перечня тех прав, на которые могут быть наложены дополнительные ограничения при введении чрезвычайного положения (ч.З ст.56).
2) Ограничения прав и свобод должны быть действительно необходимы для достижения целей, на которые указано в самой Конституции.
По смыслу ч.1 ст.56 ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения могут устанавливаться только в целях обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя.
В соответствии с положениями Закона РФ «О безопасности» от 5.03.1992 г.
(с изменениями на 1.04.1994 г.) понятие «безопасность граждан» можно рассматривать как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, ее прав и свобод, прежде всего права на жизнь, на личную неприкосновенность.
Понятие «конституционный строй», как уже отмечалось ранее, является достаточно широким.
Применительно к режиму чрезвычайного положения его следует толковать более узко в том смысле, что об угрозе конституционному строю можно говорить тогда, когда на определенной территории законные органы государственной власти исчезли либо лишены возможности исполнять свои функции, либо не могут ликвидировать кризисную ситуацию, либо грубо нарушают принципы конституционного строя, в том числе принцип федерализма, либо существует массовое нарушение прав человека.
Принцип соответствия ограничений конституционным целям имеет несколько аспектов.
Во-первых, законодатель должен соотносить устанавливаемые ограничения прав и свобод с целями, закрепленными Конституцией, и перечислять лишь те права, ограничения которых действительно необходимы для достижения установленных целей.
Эти цели дают определенный ориентир законодателю.
При этом важно обеспечить соразмерность предусматриваемых в законе мер 1Российская газета №103.
6.05.1992

[Back]