Проверяемый текст
Подмарев, Александр Александрович. Конституционные основы ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (Диссертация 2001)
[стр. 140]

близких родственников (ст.
51); право потерпевших на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст.
52); право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст.
53);
запрет обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность (ст.
54).
Как видно из вышеперечисленного перечня прав и свобод, Конституция России особое внимание уделяет сохранению в условиях чрезвычайного положения обычного порядка судопроизводства.
В качестве дополнительной гарантии этого рассматривается закрепленное в ч.
3 ст.
118 Конституции и п.
1 ст.
4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года (в ред.
от 5 апреля 2005 года)1положение о том, что в Российской Федерации «создание чрезвычайных судов не допускается»2.
Следует отметить, что в Конституции Российской Федерации, как и в конституциях ряда других стран Европы (например, в Конституции Португалии 1976 г.) содержится перечень прав, которые ни в коем случае ограничивать нельзя.
Однако, в некоторых странах конституции устанавливают перечень только тех прав, которые можно ограничить, это например Греция, Испания, Нидерланды, ФРГ, Индия и др.3.
Представляется, что последний вариант конституционного регулирования ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения, когда конституция закрепляет исчерпывающий перечень только тех прав и свобод, которые можно ограничить, является наиболее оптимальным и отвечающим требованиям правового государства.
Джеймс Джексон, один из делегатов первого федерального Конгресса США, говорил в 1789 году при обсуждении поправок к Конституции США: «В юриспруденции существует аксиома, в равной мере относящаяся к биллям о правах, что перечисление оговорок направлено на
1Собрание законодательства Российской Федерации.
1997.
№ 1.
Ст.
1.
2 Подмарев Л.Л.
Указ.
со ч .-С .
165.
3 См.: Конституции зарубежных государств: Великобритания.
Франция.
Германия.
Италия.
Испания.
Швейцария.
Европейский союз.
Соединенные Штаты Америки.
Япония.
Бразилия / Сост.: В.В.
Маклаков.
М.: БЕК,
[стр. 148]

прав возможны, но не устанавливает перечень этих прав, а отсылает к специальному закону (Финляндия).
В соответствии с п.16 Акта Форма правления Финляндии 1919г.
«предписания, касающиеся основных прав финляндских граждан, не препятствуют установлению законом таких ограничений, которые являются необходимыми во время войны, восстания...» .
В конституциях некоторых государств чрезвычайное или иное особое положение упоминается, но о возможности ограничений прав и свобод в этой ситуации ничего не говорится (ст.9-а Конституции Австрийской республики 1920 г., ст.23 Конституции Королевства Дании 1953 г., статьи 28 и 40 Конституции Ирландии 1937 г., ст.78 Конституции Итальянской Республики 1947 г., статьи 16 и 36 Конституции Французской Республики 1958 г., глава 13 Акта Форма Прав2 ления Швеции 1974 г.) .
В этом случае действует общее правило ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения могут быть установлены только законом.
Из рассмотренных способов конституционного регулирования ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения вариант, когда конституция закрепляет исчерпывающий перечень только тех прав и свобод, которые можно ограничить, представляется наиболее оптимальным и отвечающим требованиям правового государства.
Джеймс Джексон, один из делегатов первого федерального Конгресса США, говорил в 1789 году при обсуждении поправок к Конституции США: «В юриспруденции существует аксиома, в равной мере относящаяся к биллям о правах, что перечисление оговорок направлено на
исключение тех обстоятельств, которые должны быть исключены; следовательно, если не оговорить каждое право, которое не входит в полномочие властей, то будет подразумеваться, что все остальные права остаются на усмотрение властей» .
Поэтому для того, чтобы не оставлять на усмотрение органов, уполномоченных вводить чрезвычайное положение, произвольное решение вопроса о том, какие права и свободы можно ограничить, конституции Греции, Испании, Нидерландов, ФРГ, 1Конституции государств Европейского Союза.
М., 1997.
С.
614.
2Там же.
С.
13,305,342, 350, 435,668,672, 723.
Цит.
по: Бэррес Ричард Т.
Документы Американской революции.
Тверь-Москва, 1994.
С.
125.


[стр.,165]

ущерба, причиненного преступлением и злоупотреблением властью (ст.
52); право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст.
53);
право на применение в отношении данного лица нового закона, который устраняет или смягчает ответственность за правонарушение (ч.2 ст.54).
Как видно из вышеприведенного перечня прав и свобод, Конституция особое внимание уделяет сохранению в условиях чрезвычайного положения обычного порядка судопроизводства.
Как дополнительную гарантию этого можно рассматривать закрепленное ч.З ст.
118 положение о том, что в Российской Федерации «создание чрезвычайных судов не допускается».
Дополнительные временные ограничения всех остальных прав и свобод возможны, но только для достижения определенных целей —обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя.
Анализ действующих федеральных законов позволяет установить тот перечень прав и свобод, ограничения которых в условиях чрезвычайного положения, по мнению законодателя, являются допустимыми и совершенно необходимыми для достижения установленных Конституцией целей.
Этот перечень составляют как личные, так и политические и экономические права и свободы: а) право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства (ч.1 ст.27) .
К формам ограничения данного права относятся: особый режим въезда и выезда; ограничение движения транспортных средств; комендантский час, то есть запрет в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан; выдворение лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пределы , недопущение граждан на отдельные участки местно165 1П.
«6» ст.
11 Закона «О чрезвычайном положении»; Ст.8 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» от 25.06.1993 г.
// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.
1993.
№32.
Ст.
1227.
2П.п.
«б», «з» ст.
11, п.
«а», «е» ст.
12 Закона «О чрезвычайном положении».

[Back]