Проверяемый текст
Подмарев, Александр Александрович. Конституционные основы ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (Диссертация 2001)
[стр. 145]

дарственной власти в целях получения большей маневренности и простора для оперативного и оптимального выхода из ситуации чрезвычайного положения»1; «институт чрезвычайного положения представляет органу государственной власти необходимый юридический инструментарий, функциональные возможности которого позволяют быстро и эффективно устранить угрозу безопасности»2, это «средство наведения порядка»3.
4) Ограничения, устанавливаемые на период действия особых государственно-правовых режимов, «являются самыми простыми видами ограничений ограничениями-запретами»4,
то есть речь идет о фактической отмене прав и свобод на определенное время.
Поскольку введение особых правовых режимов объективно создает опасность не только отдельным демократическим институтам, но и самим основам конституционного строя Российской Федерации, одна из главных проблем так называемого «чрезвычайного законодательства» обеспечение «правовых гарантий для демократии и прав личности, гражданского общества, а также самого правового государства от его перерождения в тоталитарные формы»5.
Основным критерием правомерности и конституционности введения особых правовых режимов будет являться соблюдение принципа уважения прав и свобод человека и соразмерности вводимых ограничений целям такого введения6.
Особые правовые режимы как чрезвычайное, так и военное положение на всей территории Российской Федерации или в её отдельных местностях вводятся Указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Федерального Собрания Российской Фс1 М алько Л .В .
О б огран ичени ях нрав л св о б о д человека и гр аж дан и н а в п р оек те К он сти туц и и Р о сси й ск о й Ф е дерации: О « п р о б ел а х » в об су ж ден и и проекта О сн о в н о го Зак он а Р о сси и // Г осудар ств о и право.
1993.
№ 2.
С.
99.
2 В и ноградов В .В ., С улты ш и М .М .
П равом ерн ое огр ан и ч ен и е к он сти туц и он н ы х прав и св о б о д граж дан в у с л о виях чрезвы чайного п олож ения // И стор ия государ ств а и права.
1999.

Xi> 1.
С.
23.
3 П етрухин И.Л.
П р авовой реж им в усл ови ях соц и альн ого бедств и я // Г о су да р ст в о и право.
1993.

2 .
С.
47.
4 П чсли ицев С .В .
О б огран ичени и прав и с в о б о д граж дан в у сл ов и я х в оен н ого полож ения: т еор ети ч еск и е а спекты /'/Ж урнал р осси й ск ого нрава.
2 0 0 2 .
Х » 2 .
С .
101.
J Э бзесв К.С.
П рзва человека в усл ови ях чрезвы чайного п ол ож ен и я .
С .
2 8 9 .
6 См.: П чсли ицев С .В .
П ределы огран ичени й нрав и с в о б о д чел ов ек а в усл ови ях о со б ы х правовы х р еж и м ов: соврем ен н ы е п од ход ы / / Ж урнал р о сси й ск о го права, 2 0 0 5 .
№ 8 .
С.
3 9.
[стр. 161]

пределов и срока их действия...
3.
Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (ч.1), 24, 28, 34 (ч.1), 40 (ч.1), 46-54 Конституции РФ».
Следует отметить, что Конституция РФ ничего не говорит о возможности ограничения прав и свобод в условиях военного положения.
Следует согласиться с мнением некоторых ученых, что требования ч.З ст.56 можно по аналогии распространить и на режим военного положения .
По нашему мнению, специфическими признаками ограничений, действующих в условиях особых государственно-правовых режимов, являются: 1) Необходимость ограничения прав и свобод в условиях особых режимов вызвана тем, что реализация некоторых прав и свобод может повлечь за собой усиление социальной напряженности, и эти ограничения используются в качестве превентивной меры.
И.В.
Гончаров отмечает, что в условиях чрезвычайного положения «реализация некоторых прав и свобод...
может привести к дальнейшему увеличению социальной напряженности»2.
2) За счет ограничения отдельных прав и свобод государство обеспечивает защиту других, более важных прав и свобод, т.е.
ограничения одних прав и свобод являются элементом обеспечения других прав и свобод.
Как указано в ч.1 ст.56 Конституции ограничения устанавливаются в том числе и для обеспечения безопасности граждан.
3) Ограничения прав и свобод одновременно позволяют расширить полномочия государственных органов и в этом смысле ограничения являются одним из средств управления кризисной ситуацией; ограничения в данном случае служат «юридическим основанием для расширения полномочий органов государственной власти в целях получения большей маневренности и простора для оперативного и оптимального выхода из ситуации чрезвычайного положения»3; «институт чрезвычайного положения представляет органу государственной власти необходимый юридический инструментарий, функциональные возможности ко1См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации/Общ.
ред.
Ю.В.
Кудрявцева.
М., 1996.
С.84, 388; Конституция Российской Федерации.
Научно-практический комментарий.
/Под.
ред.
Б.Н.
Топорнина.
М., 1997.
С.499.
2Гончаров И.В.
Обеспечение основных прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения.
Автореф.
дисс.
...
канд.
юрид.
наук.
М., 1998.
С.
13-14.
3Малько А.В.
Об ограничениях прав и свобод человека и гражданина в проекте Конституции Российской Федерации//Государство и право.
1993.
№3.
С.99.


[стр.,162]

торого позволяют быстро и эффективно устранить угрозу безопасности» , это «средство наведения порядка» .
4) Ограничения, устанавливаемые на период действия особых государственно-правовых режимов, являются самыми простыми видами ограничений ограничениями-запретами,
т.е.
речь идет о фактической отмене прав и свобод на определенное время.

Принимая во внимание цель и задачи исследования, автор считает необходимым выделить и проанализировать те конституционные принципы, в соответствии с которыми должно происходить установление и регулирование ограничений прав и свобод человека и гражданина в условиях особых государственноправовых режимов.
Предваряя перечень и содержательную характеристику этих принципов, необходимо сделать несколько замечаний.
Во-первых, по нашему мнению, формулировка ч.З ст.56 не совсем верна.
Основной Закон устанавливает, что в условиях чрезвычайного положения не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (ч.1), 24, 28, 34 (ч.1), 40 (ч.1), 46-54 Конституции РФ.
Если следовать буквальному толкованию ч.З ст.56, то права и свободы, перечисленные в данной статье, вообще не подлежат никаким ограничениям.
На самом деле не подлежат никаким ограничениям лишь те права и свободы, которые признаны абсолютными решениями Конституционного Суда РФ, а также закрепленные в качестве таковых международным правом .
В отношении других прав и свобод ограничения, установленные в порядке ч.З ст.55 продолжают действовать; Конституция запрещает лишь налагать дополнительные ограничения на эти права и свободы.
Во-вторых, ограничения, налагаемые на права и свободы в порядке ч.1 ст.56 имеет совершенно иную природу, чем ограничения, налагаемые в соответствии с ч.З ст.55, поскольку ч.З ст.55 призвана установить баланс между свободой отдельной личности и интересами государства, а ч.1 ст.56 основана на безусловном приоритете интересов государства, что выражается в установлении огра1Виноградов В.В., Султыгов М.М.
Правомерное ограничение конституционных прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения // История государства и права.
1999.

№1.
С.23.
Петрухин ИЛ.
Правовой режим в условиях социального бедствия//Государство и право.
1993.

№2.
С.47.
См.
§I и §3 2-й главы настоящего исследования.
162

[Back]