ся лицу правом, заключается в возможности преследовать и осуществлять те или иные цели во внешнем мире. Руссо считал, что «эта общая свобода есть следствие человеческой природы»1. «Люди являются по природе своей свободными, равными и независимыми»2, писал Дж. Локк. Первым и самым необходимым условием существования человека и его деятельности является свобода3. «Свобода (независимость от принуждающего произвола другого), поскольку она совместима со свободой каждого другого, сообразной со всеобщим законом, и есть это единственное первоначальное право, присущее каждому человеку в силу его принадлежности к человеческому роду»4. Цель естественно-правовой доктрины ограничить притязания государства по своему усмотрению определять объём прав и свобод человека, не считаясь с необходимым для нормальной жизнедеятельности индивида набором прав, которые объективно присущи ему от рождения и поэтому являются неотъемлемыми, неотчуждаемыми, независимыми от воли государства3. Государство мыслится как инструмент, созданный людьми для обеспечения их прав и свобод, оно обязано признавать эти права, считаться с ними, отражать в позитивном праве, ограждать их от каких бы то ни было посягательств, воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы человека. Идеей о естественных правах человека был положен предел бесконтрольности и произволу государственной власти, определены границы сё воздействия, выдвинуты критерии оценки государства и его цель осуществление «всеобщего блага», защита прав человека, обеспечение его свободы. Право, устанавливаемое государством, должно выражать, по мнению Е.Н. Трубецкого, «максимум внешней свободы, предоставленной отдельному лицу и совместимому с благом всего обще1 Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре или принципы политического права / Академия наук СССР. Институт философии. М.: Соцэхгиз, 1938. С. 4. 2 Локх Д. Избранные философские произведения: В двух томах. Т. 2 / Под общ. ред. Л.А. Макаровского М.: Соцэкгиз, I9 6 0 .С . 56. 3 Гумбольдт В. Язык и философия культуры / Иер. с нем. яз. М.: Прогресс, 1985. С. 30. 4 Кант И. Основы метафизики нравственности; Критика практического разума: Метафизика нравов. СПб.: Наука, 1995.С . 291 -2 9 2 . 3 Лукашева Я.А. Права человека: понятие сущность, структура Н Общая теория нрав человека / Рук. авт. колл, к отв. ред. Б.ЛЛукашева. М.: Норма, 1996. С. 13. |
ему от рождения как представителю рода человеческого. Человеческое достоинство и индивидуальность придают человеку качество субъекта права, который «в силу самого своего бытия обладает определенными правами... Называть их правами человека или «человеческими правами» вполне логично. Это права, которые непосредственно связаны с природой человека, т.е. естественные и врожденные права» . Уже по самому своему определению естественные права трактуются не как благоприобретенные, а как врожденные и, условно говоря, догосударственные. Эти права не являются естественными в том смысле, что они вытекают из вечной и неизменной природы человека; они появляются на определенной стадии развития общества, в определенной социокультурной среде. Они принадлежат каждому в силу рождения в таком обществе, в котором возможны безусловные притязания индивидов на свободную самореализацию в личной и общественной жизни. Диапазон естественных прав в философских концепциях с течением времени постоянно расширяется, но ядро его остается неизменным: право на жизнь, на свободу, на собственность. В различных международных и внутригосударственных декларациях список неотъемлемых прав и свобод становится весьма объемным, он составляет и основную, достаточно большую, часть многих современных конституций. Согласно естественно-правовой концепции права и свободы человека это конкретно-юридическое выражение его свободы. Более того, понимание свободы неотделимо от прав человека, которые не растворяют человека в государстве и не подчиняют ему. Главное для человека — свобода, которая должна быть средой его обитания. В сфере свободы человек избирает свой собственный жизненный путь, реализует свои интересы и пристрастия. Свобода, которая предоставляется лицу правом, заключается в возможности преследовать и осуществлять те или иные цели во внешнем мире. Руссо считал, что «эта общая свобода есть 2 следствие человеческой природы» . «Люди являются по природе своей свободными, равными и независимыми» , — писал Дж. Локк. Первым и самым необходи29 1Государственное право Германии. Т. 2. М., 1994. С. 167. 2Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. М., 1938. С. 4. 3Локк Д. Избранные философские произведения. М., 1960. Т.2. С. 56 мым условием существования человека и его деятельности является свобода . «Свобода (независимость от принуждающего произвола другого), поскольку она совместима со свободой каждого другого, сообразной со всеобщим законом, —и есть это единственное первоначальное право, присущее каждому человеку в силу его принадлежности к человеческому роду» . Цель естественно-правовой доктрины ограничить притязания государства по своему усмотрению определять объем прав и свобод человека, не считаясь с необходимым для нормальной жизнедеятельности индивида набором прав, которые объективно присущи ему от рождения и поэтому являются неотъемлемыми, неотчуждаемыми, независимыми от воли государства . Государство мыслится как инструмент, созданный людьми для обеспечения их прав и свобод, оно обязано признавать эти права, считаться с ними, отражать в позитивном праве, ограждать их от каких бы то ни было посягательств, воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы человека. Идеей о естественных правах человека был положен предел бесконтрольности и произволу государственной власти, определены границы ее воздействия, выдвинуты критерии оценки государства и его цель — осуществление «всеобщего блага», защита прав человека, обеспечение его свободы. Право, устанавливаемое государством, должно выражать, по мнению Е.Н. Трубецкого, «максимум внешней свободы, предоставленной отдельному лицу и совместимому с благом всего общества» . На этих постулатах и формируется в XVIII в. новое понимание государства, а именно правового государства с приоритетом прав человека, господством закона, разделением властей. Один из основных аспектов либеральной концепции прав человека определение пределов свободы человека и пределов вмешательства государства в эту свободу, т.е. проблема ограничения свободы человека, его прав. Смысл существования естественного права, как и любого иного права, выражается, с одной стороны, в предоставлении лицу известной сферы внешней свободы, а с другой в ограничении этой сферы. Право, как считал И. Кант, выступает «совокупностью 1Гумбольт В. Язык и философия культуры. М., 1985. С. 30. 2Кант И. Метафизика нравов в двух частях / Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995. С.291-292. 3Общая теория прав человека. /Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 1996. С.13. 4Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. М., 1913. С. 65. |