Проверяемый текст
Подмарев, Александр Александрович. Конституционные основы ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (Диссертация 2001)
[стр. 52]

То, что в основе Конституции России 1993 года лежит естественноправовой тип правопонимания —идеология естественных и неотчуждаемых прав человека, которые признаются существующими объективно, имеющими дозаконотворчсский и внезаконотворческий характер (не октроированными), очерчивающими сферу индивидуальной свободы и тем самым ограничивающими государственную власть признается большинством отечественных правоведов1.
Само закрепление в Конституции основных естественных прав, как замечает М.В.
Баглай, означает, что «позитивное право все больше сливается с естественным правом» .
Восприятие естественно-правовой теории на конституционном уровне особенно важно, поскольку «...концептуальное правопонимание оказывало и оказывает в большей или меньшей степени, прямо или косвенно влияние на процесс законотворчества, развитие законодательства и реализацию законов и иных нормативных актов»3.

Интересной в связи с определением естественных прав является точка зрения ЛИ.
Глухаревой, согласно которой «естественные права это свойства и блага личности, которые подвергались и подвергаются систематическому насилию и наиболее частым посягательствам, в связи с чем и возникла необходимость придать им форму прав.
Не является естественным правом способность человека дышать, есть, спать и т.п.
Но в случае их ущемления они превращаются в право.
Например, для лиц, терпящих голод и недоедание, провозглашение и защита свободы от голода и оказание материальной помощи становится вопросом жизни.
Для лиц, находящихся в тюрьме, самоопределяется право дышать свежим воздухом, право на ограничение количества лиц, находящихся в камере, право на прогулки, на тишину и покой, на спалыюс место и т.д.»4.
Как уже неоднократно отмечалось ранее, одной из важных составляющих, необходимых для понимания правового института ограничения прав и 1 См: Конституция Российской Ф едерации; П роблемны й комментарии / О тз.
ред.
В .А .
Четвернин.
С.
17; Н срсесянц B .C .
Ф илософ ия права.
М.: Н О РМ А , 2 0 0 4 .
С.
3 7 5 376; Конституция Россий ск ой Ф едерации; Н аучно-практический комментарий / П од ред.
Б.Н.
Топорнина, М
.; Ю ристъ, 1997.
С.
23.
7 Баглай М .В .
Указ.
с о ч .С .
20.
1 Тихомиров Ю .А, Ю ркдичесхая к о л л и зи я .М.: М анускрипт, 1 9 9 4 .С .
19.
* Глухарева Л.И.
Указ.
соч.
С.
3 9 40.
[стр. 33]

другого человека первое основание ограничения прав (свобод).
Второе основание ограничений —интересы самого государства, которое действует в целях обеспечения общего блага и является главным гарантом прав и свобод.
7.
Границы свободы определяются исключительно законом, т.е.
актом, принимаемым органом народного представительства.
Приведенные ключевые положения естественно-правовой доктрины нашли отражение и в действующем Основном Законе России.
То, что в основе Конституции РФ 1993 г.
лежит естественно-правовой тип правопонимания —идеология естественных и неотчуждаемых прав человека, которые признаются существующими объективно, имеющими
дозаконотворческий и внезаконотворческий характер (не октроированными), очерчивающими сферу индивидуальной свободы и тем самым ограничивающими государственную власть —признается большинством отечественных правоведов .
Само закрепление в Конституции основных естественных прав, как замечает М.В.
Баглай, означает, что «позитивное право все больше сливается с естественным правом» .
Восприятие естественно-правовой теории на конституционном уровне особенно важно, поскольку «...концептуальное правопонимание оказывало и оказывает в большей или меньшей степени, прямо или косвенно влияние на процесс законотворчества, развитие законодательства и реализацию законов и иных нормативных актов» .

В советских Конституциях понятие «естественные, неотъемлемые, неотчуждаемые права» не применялось, а в науке оценивалось критически, связывалось главным образом с изучением теории и истории государства и права или конституционного строя зарубежных стран.
Эти права рассматривались обычно как памятник отдаленного прошлого, когда буржуазия выступала под лозунгами, направленными на ограничение феодальной власти.
Значение борьбы за естественные, неотъемлемые, неотчуждаемые права особенно подчеркивалось при изучении процессов становления буржуазно-демократических свобод.
В условиях 1См.
Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий./Отв.
ред.
В.А.
Четвернин.
М., 1997.
С.17; Сравнительное конституционное право.
М., 1996.
С.242; Нерсесянц B.C.
Философия права.
М., 1997.
С.375-376; Конституция Российской Федерации; Научно-практический комментарий/Под ред.
Б.Н.
Топорнина.
М.,
1997.С.
23.
2 Баглай М.В.
Конституционное право Российской Федерации.
М., 1998.
С.
19.
3Тихомиров Ю.А.
Юридическая коллизия.
М., 1994.
С.
21.

[Back]