Проверяемый текст
Коннов, Валерий Анатольевич. Правовые основы ограничения политических прав и свобод граждан по зарубежному и российскому законодательству : Сравнительно-правовой анализ (Диссертация 2001)
[стр. 65]

течение всей жизни и часто приводило к большим злоупотреблениям со стороны дворянских собраний, на что особо указывал известный правовед того времени Н.И.
Лазаревский, Например, он отмечал, что после разгона первой Государственной думы многие либерально настроенные её депутаты были исключены из дворянских собраний, навсегда потеряв избирательные права1.
Лишались избирательных прав лица, состоявшие на военной службе или службе в военно-морском флоте, учащиеся учебных заведений, которые считались наиболее взрывоопасной категорией граждан; и, кроме того, губернаторы, вице-губернаторы, градоначальники и их
помощники, а также лица, занимавшие полицейские должности.
Все эти ограничения нельзя не признать разумными и весьма демократическими для российской избирательной системы начала
XX века, поскольку они отражают одни из наиболее передовых для того времени принципов выборов отдаленность армии от политики и недопущение вмешательства государственных должностных лиц в исход голосования.
Однако на практике последнее очень часто оставалось на бумаге, ибо губернаторы и
градоначальники продолжали своим влиянием воздействовать на исходы выборов.
Но сам факт законодательного закрепления таких ограничений говорит об определенных демократических тенденциях в российском избирательном праве того периода.

Манифест от 17 октября 1905 года не только положил начало созданию в России первого общегосударственного представительного органа государственной власти, но и даровал в числе прочих политических свобод подданным империи свободу союзов.
Вплоть до 1917 года в России правовое регулирование свободы союзов, права на массовые мероприятия, свободы печати осуществлялось на основе соответствующих указов императора и решений Государственного совета.
Так, в мае 1905 года было издано «Мнение Государственного совета об изменении и дополнении некоторых из действующих законоположений о печати».
Им, в
ча‘ См.: Лазаревский Н.И.
Русское государственное право.
Т.

I, Конституционное право.
СПб.: Типография Акц.
Общ.
«Слово», 19 1 3 .С .
476.
[стр. 40]

венной думы многие либерально настроенные её депутаты были исключены из дворянских собраний, навсегда потеряв избирательные права.
а 2.
Ограничение избирательных прав как уголовное наказание применялось в отношении лиц, осужденных за совершение определенных преступлений против собственности (кража, мошенничество, присвоение вверенного имущества ит.д.).
За их совершение подданные, подвергшиеся суду, лишались избирательных прав без ограничения срока пожизненно, даже если они были освобождены от наказания за давностью, за примирением или по высочайшему повелению (п.
"а" ст.7 Положения о выборах).
Подобные или похожие ограничения не были чем-то принципиально новым, ибо существовали в начале 20-го века во многих европейских странах (например, в Великобритании).
3.Ограничения, связанные с лишением прав состояния.
По Уголовному уло-г жению 1903 г.
лишение прав состояния широко применялось как факультативная мера наказания за совершения тяжких и особо тяжких преступлений к лицам всех сословий.
Данная мера для дворян заключалась в потере дворянства и всех преимуществ, с ним связанных, а для иных сословий в утрате права состоять на государственной, сословной, земской, городской, военной службе (ст.
25 Уложения).
Однако общее, что соединяло представителей всех сословий, лишенных прав состояния либо исключенных из службы это пожизненное лишение избирательных прав.
4.
Ограничения, связанные с занятием определенной деятельностью или определенных должностей.
Согласно этому критерию лишались избирательных прав лица, состоявшие на военной службе или службе в военно-морском флоте; учащиесяч учебных заведений, которые считались наиболее взрывоопасной категорией граждан; и кроме того, губернаторы, вице-губернаторы, градоначальники и их помощниw 64т—* ки, а также лица, занимавшие полицейские должности.
Все эти ограничения нельзя не признать разумными и весьма демократическими для российской избирательной системы начала
20-го века, поскольку они отражают одни из наиболее передовых для того времени принципов выборов отдаленность армии от политики и недопу« г щение вмешательства государственных должностных Лиц в исход голосования.
Однако на практике последнее очень часто оставалось на бумаге, ибо губернаторы и
См.: Лазаревский Н.И.
Русское государственное право.
Т.1.

СПб., 1913.
С.
476.
64См.: Новиков Ю.Н.
Указ.
раб.
С.
189.
-39f

[стр.,41]

ф градоначальники продолжали своим влиянием воздействовать на исходы выборов.
Но сам факт законодательного закрепления таких ограничений говорит об определенных демократических тенденциях в российском избирательном праве того пе} риода.

Таким образом, российское избирательное право до 1917 г., являясь куриальным, было по сути пережитком феодализма.
После 1905 г.
Положение о выборах в Государственную думу не раз подвергалось пересмотру, в него вносились изменения и дополнения.
Этим царское правительство преследовало две основные цели.
С одной стороны оно стремилось создать видимость парламентаризма в России с тем, чтобы успокоить общественное мнение и не допустить разрастания революционных настроений в стране.
С другой стороны все эти изменения делались таким образом, чтобы устои векового самодержавия пострадали как можно меньше, чтобы реальная власть в государстве продолжала оставаться у царской администрации.
Всё это порождало ужесточение избирательных законов, введение новых ограничений избирательных прав.
Такая двойственность целей царского правительства по отношению к Государственной думе не могла не отражаться на политической ситуации в стране.
Первый российский орган представительной власти общегосударственного уровня в итоге оказался несовместим с российским самодержавием.
И эту несовместимость не могли преодолеть никакие усовершенствования избирательных законов, втом числе и норм, касающихся ограничения избирательных прав.
Исследуя вопросы правового регулирования избирательных прав в России начала XX века, нельзя не затронуть изменения в статусе и порядке формирования Государственного совета.
Положение о Государственном совете устанавливало его преобразование в верхнюю палату, обладающую теми же правами, что и Государственная Дума.
Половину реформированного Государственного совета составляли выборные члены, половину члены «по высочайшему назначению», председатель и вице-председатель ежегодно назначались императором.
В избираемую часть Совета входили представители от сословий и корпораций: от духовенства, Академии наук, университетов, от губернских земских собраний (избирались по одному члену от собрания), от дворянских обществ, от торговли и промышленности (всего 98 человек).
Такое же число -40i

[стр.,42]

*ОСС*,М!'>¥ С У Ц * ' И&ЛИС _ I -41членов ежегодно назначалось императором во вторую часть Совета из высших госуМанифест от 17 октября 1905 года не только положил начало созданию в России первого общегосударственного представительного органа государственной власти, но и даровал в числе прочих политических свобод подданным империи свободу союзов.
До издания манифеста в России существовали различного рода политические организации, но их создание не было оформлено юридически, а методы деятельности преимущественно носили подрывной, террористический характер, были направлены на свержение существующего режима.
Издание манифеста позволило не только легализовать свою деятельность части объединений, но и стимулировало процесс бурного создания новых политических партий.
Достаточно отметить, что в данный период в России насчитывалось более 280 партий, 60 из которых можно условно отнести к общероссийским.
Вплоть до 1917 года в России правовое регулирование свободы союзов, права на массовые мероприятия, свободы печати осуществлялось на основе соответствующих указов императора и решений Государственного совета.
Так, в мае 1905 г.
было издано «Мнение Государственного совета об изменении и дополнении некоторых из действующих законоположений о печати».
Им, в
частности, отменялись положения Устава о цензуре 1890 г., по которым Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Министерство народного просвещения и Обер-прокурор Синода могли закрывать издания и запрещать издателям участвовать в других изданиях.
МВД теперь не имело права запретить издание лишь на основе мнения о его вредоносном направлении, но могло приостановить до решения вопроВ этой же связи в ноябре 1905 г.
принимается указ «О временных правилах о повременных изданиях», которым отменялись предварительная цензура и административные взыскания, устанавливался судебный порядок решения дел о печати.
Арест на отдельные номера изданий мог налагаться только при условии, что имеются приСм.: См.
подробнее: Полное собрание законов Российской империи.
Собр.
3-е., Т.
XXV, № 26661.
См.: Морозова Л.Я.
Институт ограничения прав и свобод сотрудников правоохранительных органов.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук.
М., 1996.
С.
22.
67См.: Исаев И.А.
Указ соч.
С.
249.
65 дарственных сановников.
са в Сенате

[Back]