Проверяемый текст
Коннов, Валерий Анатольевич. Правовые основы ограничения политических прав и свобод граждан по зарубежному и российскому законодательству : Сравнительно-правовой анализ (Диссертация 2001)
[стр. 71]

ция включила целый ряд правовых норм, направленных внешним образом в защиту права на физическую неприкосновенность, социальных прав, а также политических прав и свобод.
Вместе с тем, данная Конституция, как и прежние, не признавала естественных прав человека.
Права личности, закреплённые в этой Конституции, были, прежде всего данью, государства, которое даровало их своим гражданам , на условиях «укрепления коммунистического строя»2.
Основной Закон 1936 года впервые юридически закрепил руководящую роль ВКП(б) в политической жизни страны.
Именно с этого момента в Советском Союзе официально закрепляется
однопартийная система власти, которая фактически сложилась задолго до принятия этой Конституции.
К середине 30-х годов ВКП(б) была единственной партией, в руках которой находилась власть в стране.

Помимо этого, Основной Закон устанавливал четкий перечень организационных форм реализации права граждан на объединение: профсоюзы, кооперативные объединения, организации
молодёжи, культурные, технические и научные общества, спортивные и оборонные организации.
Перечень был исчерпывающим и не предусматривал возможности официального возникновения иных форм объединения граждан (в том числе и политических партий), которые рассматривались как незаконные.
Вместе с тем необходимо отметить, что даже законодательно закрепленные формы, упомянутые выше, не были самостоятельными субъектами общественной жизни, поскольку вся их деятельность определялась и направлялась ВКП(б).

Всё это, по мнению профессора В.М.
Курицына, свидетельствовало о законодательном оформлении
«жёсткой, замкнутой политической системы общества»3.
В области иных политических прав и свобод новая Конституция демонстрировала демократический подход.
В частности, устанавливалось, что правом избирать и быть избранным обладают все граждане, достигшие 18 лет пезави1См.: Чиркни В.Е.
Российская Конституция и международный опы т/ / Государство и право.
1998.
№ 12.
С.
I I .
2 Бурлаикий Ф.М.
Проблемы прав человека в СССР и России (1970 80-е и начало 90-х годов).
М.: Научная книга, 1999.
С.
32.
5 Курицын В.М.
История государства и права России.
1 9 2 9 1940.
С.
62.
[стр. 47]

тических конкурентов из всех областей общественной жизни.
Вместе с тем, в этот период отдельные экономические успехи и улучшение жизни приводили к некоторому смягчению ограничительных мер и отходу от чрезвычайной политики.
Например, в середине 20-х годов наблюдалось «оживление» Советов, допущение создания и функционирования многочисленных организаций исоюзов.
Вопрос о возможности введения многопартийности и отмены ограничений по классовым мотивам обсуждался даже в руководящих органах СССР.
Необходимость подъема экономики и создания промышленного потенциала в крайне ограниченные сроки (так называемый вариант сталинского «большого скачка»), как уже отмечалось, были возможны только посредством опоры на собственные силы и путем применения внеэкономического принуждения.
В качестве основного рычага модернизации использовалась государственная власть, что привело к гипертрофии насилия и принуждения.
Вместе с тем, в данный период принимается новая союзная конституция.
Ос* новной Закон 1936 г., выработанный в процессе острой идеологической борьбы в высших эшелонах власти, представлял собой значительно более демократичный документ, по сравнению с предыдущими конституциями 1918 и 1925 гг.
Главной причиной её принятия стала необходимость теоретического обоснования и конституционного оформления реформ государственного управления экономикой, в результате которых сложилась командно-административная система, а также государственного 76 аппарата.
Важность данного этапа для рассматриваемой сферы общественных отношений обусловлена двумя основными причинами.
Во-первых, был осуществлен переход к регулированию прав и свобод граждан в союзной Конституции и общесоюзном законодательстве, тогда как раньше оно осуществлялось конституциями и законодательством союзных республик.
Во-вторых, именно в Основном Законе 1936 г.
впервые получила юридическое закрепление руководящая роль ВКП(б) в политической жизни страны.
Именно с этого момента в Советском Союзе официально закрепляется
в судебном порядке однопартийная система власти.
Вместе с тем, необходимо от75 См.: Конституционное право России.
Сборник нормативно-правовых актов и документов.
Под ред.
Козлова А.Е.
М., 1996.
С.
58-61.
-46f

[стр.,48]

метить, что такая система сложилась исторически задолго до принятия Конституции 1936 г.
Таким образом, к середине 30-х годов ВКП(б) была единственной партией, в руках которой находилась власть в стране.
Однако законодательного оформления такое положение не имело.
Более того, формально не существовало запрета на деятельность иных партий, хотя на деле они давно были исключены из политической жизни страны.
Поэтому принятие новой союзной Конституции в 1936 году можно считать законодательным оформлением исторически сложившихся особенностей по-i литического развития России.
Статья 126 Конституции СССР 1936 г.
гласила, что наиболее активные граждане из числа рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются в ВКП(б), которое является руководящим ядром всех общественных и государственных организаций.
Помимо этого, Основной закон устанавливал четкий перечень организационных форм реализации права граждан на объединение: профсоюзы, кооперативные объединения, организации
молодежи, культурные, технические и научные общества, спортивные и оборонные организации.
Перечень был исчерпывающим и не предусматривал возможности официального возникновения иных форм объединения граждан (в том числе и политических партий), которые рассматривались как незаконные.
Вместе с тем необходимо отметить, что даже законодательно закрепленные формы, упомянутые выше, не были самостоятельными субъектами общественной жизни, поскольку вся их деятельность определялась и направлялась ВКП(б).

Поэтому профсоюзы, объединения молодежи и иные разрешенные Конституцией СССР 1936 г.
организации можно рассматривать как инструменты практической реализации партийной политики в разных сферах деятельности.
Всё это, по мнению профессора В.М.
Курицына, свидетельствовало о законодательном оформлении
жесткой, замкнутой политической системы общества.78 Не смотря на узкий круг организационных форм объединения граждан и их ограниченную самостоятельность, Конституция СССР 1936 г.
вводиладополнитель76 См.
подробнее: Курицын В.М.
О разработке проекта Конституции СССР 1936 года // Право и жизнь.
1996.
№ 10.
77 См.: Конституции советского периода.
Под ред.
Сопанюка А.Е.
Саратов.
1995.
С.
43.

[Back]