Проверяемый текст
Коннов, Валерий Анатольевич. Правовые основы ограничения политических прав и свобод граждан по зарубежному и российскому законодательству : Сравнительно-правовой анализ (Диссертация 2001)
[стр. 72]

симо от расы, национальности и т.д.
Также закреплялись свобода слова, собраний, печати.
Декларативный характер таких предписаний проявлялся уже в том, что в тексте Конституции содержались особые ограничительные рамки осуществления политических прав.
Они предоставлялись не вообще, а лишь в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя.

Вместе с тем, характерной особенностью анализируемого периода стало тотальное попрание прав человека в самых чудовищных формах: внесудебные репрессии, запреты заниматься профессией, незаконные привилегии, «телефонное право», вторжение в частную жизнь, нарушений тайны личной, семейной жизни, в том числе прослушивание без санкций на это телефонных разговоров, перлюстрация писем и т.п.
все это становилось обычной формой государственного ограничения прав и свобод советского человека.
Человек с его правами, свободами, обязанностями, ответственностью, с его социальной незащищенностью напрочь исчез у правительства из сферы революционной законности.
Человек теоретически и практически превращается в винтик государственного механизма, надолго заслоняется «государственными интересами», «плановыми заданиями», «Великими стройками», «социалистической собственностью», «укреплением и защитой социалистического строя»1.
Репрессивная практика, многочисленные факты нарушения прав и свобод человека, гражданина, личности имели место как против отдельных лиц, социальных групп, так и против национальных меньшинств, отдельных народов и советского народа в целом.
Миллионы людей были подвергнуты репрессиям за политические, религиозные убеждения, по социальным, политическим и национальным, а также другим признакам.
Как отмечает А.В.
Оболонский, большевистская власть с первых дней опирается на геноцид2.
1 См.: В ен гер ов А .Б .
Т еори я государ ств а и права.
У ч еб н и к д ля ю ри ди ч еск и х вузов .
М .: Н овы й Ю р и ст, 1998.
С .
6 0 5 6 0 6 .
2 См.: О болон ск и й А .В .
Драма р о сси й ск о й п олитической истории: си стем а п р отив л и ч н о сти .
~ М .: Ю р и ст, 1 9 94.
[стр. 50]

под собственным руководством, и исходя из собственных представлений о полезности того или иного объединения.
В области иных политических прав и свобод новая Конституция демонстрировала демократический подход.
В частности, устанавливалось, что правом избирать и бьггь избранным обладают все граждане достигшие 18 лет независимо от расы, национальности и т.д.
Также закреплялись свобода слова, собраний, печати.
Декларативный характер таких предписаний проявлялся уже втом, что втексте Конституции содержались особые ограничительные рамки осуществления политических прав.
Они предоставлялись не вообще, а лишь в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя.

Декларативность рассматриваемых конституционных положений проявлялась и в текущем законодательстве.
Так, жесткие пределы свободы слова и печати, в соответствии со ст.
58 часть 10 Уголовного кодекса РСФСР, определялись тем, что понятие «контрреволюционной пропаганды» являлось весьма широким.
Под него можно было подвести любые высказывания и публикации.
Вторая мировая война легла тяжким бременем на экономическое развитие России.
Фактически весь созданный в предвоенные годы промышленный потенциал был переведен на выпуск продукции оборонного назначения и его еще предстояло направить на восстановление разрушенного хозяйства.
По мере преодоления кризисного положения, улучшения состояния экономики наметилась тенденция к свертыванию ограничений и перегибов в политической сфере.
Так, в конце 50-х, начале 60х годов был предпринят ряд мер по пересмотру сталинской политики, получивших наименование «оттепели».
Из лагерей было освобождено большое количество заключенных, началась реабилитация жертв репрессий.
Однако, такие процессы демократизации носили двойственный, половинчатый, и как следствие противоречивый характер, поскольку не затрагивали самой сложившейся системы.82 Принятие Конституции 1978 года было обусловлено необходимостью идеологического обоснования новых концепций развития советского общества.
В отличии -49f 81См.: Курицын В.М.
Указ.
соч.
С.
87.
82 тт Достаточно вспомнить расстрел мирной манифестации в Новочеркасске в 1962 г., когда возмущенные повышением цен рабочие пытались пройти к зданию горкома и рассказать властям о своих нуждах.

[Back]