Проверяемый текст
Гасанов, Карим Кадырович. Основные права человека (Диссертация 2004)
[стр. 79]

вторых пунктах ст.
8, 9, 10 и 11 и п.
3 и 4 ст.
2 Протокола № 41.
Обоснованием для введения ограничений служат схожие требования Конвенции, содержащиеся в перечисленных статьях.
К.К.
Гасанов выделяет четыре структурных элемента ограничения основных прав человека как конституционно-международного явления: 1) правовую основу, определяющую характер и содержание ограничений; 2) цель ограничений; 3) обстоятельства, вызывающие необходимость ограничений; 4) информирование мирового сообщества о введении массовых ограничений2.
Автор считает возможным принять данные положения за основу в целях систематизации анализируемого материала.
Единственным основанием ограничения прав человека международноправовые акты называют закон.
Впервые данное положение закрепила Всеобщая декларация прав человека: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом...» (п.
2 ст.
29)3.
Приведенное положение Декларации юридически закреплено в
Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах: «...государство может устанавливать только такие ограничения...
прав, которые определяются законом...»4.

Однако рост взаимопонимания между государствами и развитие международно-правовой защиты вызвали необходимость дальнейшего развития международно-правой базы ограничений.
Эта необходимость была реализована государствами —участниками СБСЕ в Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29 июня 1990
года.
Документ в качестве правовой основы ограничений кроме закона определяет ещё и соответствующие международные стандарты (ст.
9.1 9.4)5, 1 См.: П ротокол Хг 4 к К онвенции о защ ите нрав человека и осн овн ы х с в о б о д о б о б есп еч ен и и нек оторы х ины х прав н св о б о д пом и м о тех, которы е у ж е вклю чены в К онвен ци ю и первы й доп ол н и тел ьн ы й протокол к nett о т 16 сентября 1963 г о д а // Бю ллетень м еж дун ар одн ы х договор ов .
1 9 9 8 .
Ха 7 .
С .
41 4 $ .
2 См.: Гасанов К.К.
К онституц ион ны й м ехан и зм заш иты осн овн ы х прав человека.
М он ограф и я.
М .: Ю Н И Т И Д Л Н Л , Закон и право, 2004.
С .
3 3 3 .
2 Российская газета.
1 9 9 5 .5 апреля.
4 Там ж е.
5 М еж дунар одн ы е акты о правах человека.
С бор ник докум ентов.
М .: Н О Р М А -И Н Ф Р А -М , 1998.
С .
6 5 3
[стр. 95]

ловека юридически были закреплены лишь 19 декабря 1966 г.
в Международных пактах о правах Пакте об экономических, социальных и культурных правах и Пакте о гражданских и политических правах.
Ст.
4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах гласит: «Участвующие в настоящем Пакте государства признают, что в отношении пользования теми правами, которые то или иное государство обеспечивает в соответствии с настоящим Пактом, это государство может устанавливать...
ограничения прав, которые определяются законом...».

Универсальным международным Пактам вполне соответствует ч.
3 ст.
55 Конституции РФ, которая закрепляет положение о том, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом».
Что же это за явление ограничение прав? В литературе нет единого толкования понятия «ограничение прав»209.
Наряду с ним употребляется термин «пределы прав»210 Нет его и в международно-правовых документах, отражающих это явление.
Так, к примеру, во Всеобщей декларации (п.
2 ст.
29), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст.
4), Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (принят 29 июня 1990) (ст.
24) используется термин «ограничения», в Пакте о гражданских и политических правах (ст.
4) термин «отступление государств от своих обязательств»; в Американской конвенции о правах человека211 (ст.
27) термин «приостановление гарантий», а в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод212 используются на равных два «ограничения» (ст.
811,18) и «отступление от своих обязательств» (ст.
15).
95 т Подробный анализ понятия ограничений с точки зрения общей теории права дан А.В.
Малько (См.: М анькоА.
В.
Стимулы и ограничения в праве: Теоретико-информационный аспект.
Саратов.
1994.
210 См.: Воеводин Л.
Д.
Пределы осуществления прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации// Права человека в условиях становления гражданского общества: Матер, междун.
науч.
конференции (Курск, 15-16 мая 1997 г.).
Курск, 1997.
С.
8-11.
211 Конвенция принята 22 ноября 1969 г.
Вступила в силу в 1978 г.
2,2 Конвенция принята 4 ноября 1950 г.
Вступила в силу 3 сентября 1953 г.


[стр.,358]

бя четыре структурных элемента: 1) правовую основу, определяющую характер и содержание ограничений; 2) цель ограничений; 3) обстоятельства, вызывающие необходимость ограничений; 4) информирование мирового сообщества о введении массовых ограничений.
Все названные элементы определены Конституцией РФ, международными правовыми актами, регулирующими международно-правовую защиту человека, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Закон как единственное основание ограничений впервые закрепила Всеобщая декларация прав человека: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом...» (п.
2 ст.
29).
Приведенное положение Декларации юридически закреплено в
Пакте об экономических, социальных и культурных правах: «...Государство может устанавливать только такие ограничения ...прав, которые определяются законом ...»(ст.
4).
В духе глобальных универсальных актов звучит соответствующее положение Итогового документа Венской встречи представителей государствучастников совещания СБСЕ от 15 января 1989 г.863 В нем, в частности, говорится: «Государства-участники будут обеспечивать, чтобы осуществление ...прав не могло быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом и совместимы с их обязательствами по международному праву...»(принцип 21).
Однако рост взаимопонимания между государствами и развитие международно-правовой защиты, вызвали необходимость дальнейшего развития международно-правой базы ограничений.
Эта необходимость была реализована государствами-участниками СБСЕ в Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29 июня 1990
г.864 Доку358 ш Международная защита прав и свобод человека: Сб.
докум.
M., 1990.
С.
80-97.
864Международиые акты о правах человека: Сб.
докум.
М., 1999.
С.
653-663.

[Back]