Проверяемый текст
Подмарев, Александр Александрович. Конституционные основы ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (Диссертация 2001)
[стр. 95]

де, регулирует отношения власти и подчинения, а поэтому для него характерен субординационный или императивный метод правового регулирования1.
Конституция Российской Федерации устанавливает около 30 различного рода ограничений основных прав человека.
Среди них; обязанность каждого соблюдать Конституцию (ч.
2 ст.
15), обязанность не нарушать права других лиц (ч.
3 ст.
17), возможность ареста, заключения и содержания под стражей (ч.
2 ст.
22), ограничение права на тайну личных сообщений (ч.
2 ст.
23), право на основе закона проникать в жилище человека (ст.
25), лишение избирательных прав лиц, содержащихся в местах лишения свободы (ч.
3 ст.
32), лишение имущества по решению суда (ч.
3 ст.
35) и многие другие.
Приведенный перечень ограничиваемых прав показывает, что положения Конституции Российской Федерации в полном объёме соответствуют общепризнанным международным стандартам ограничений.
В первой главе автором были выделены основные руководящие идеи принципы ограничения прав и свобод.
Данные принципы нашли своё отражение и в статьях Основного Закона Российской Федерации.
Так принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью нашёл свое отражение в ст.
2 и ч.
1 ст.
21 Конституции Российской Федерации; принцип соответствия ограничений конституционным целям в ч.
3 ст.
55 и ч.
1 ст.
56; принцип соразмерности ограничений конституционным целям в ч.
3 ст.
55; принцип равенства ограничений прав и свобод в ч.
2 ст.
19; принцип запрета на ограничение прав и свобод по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности в ч.
2 ст.
19; принцип требования определенной правовой формы закрепления ограничений в ч.
3 ст.
55.
и ч.
I ст.
56; и принцип соответствия ограничений прав и свобод международным стандартам в ч.
4 ст.
15.
Остановимся подробнее на каждом из принципов.
Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью и уважение достоинства личности
это основополагающий принцип действующей 1Конституционное право: Учебник / Под ред.
В.В.
Лазарева.
М.: Новый Юрист, 1998.
С.
124.
[стр. 15]

прав и свобод личности от неконституционных ограничений.
Особое внимание предложено обратить на более широкое использование экспертизы правовых актов.
На защиту выносятся следующие основные положения и выводы, которые являются новыми для науки российского конституционного права, получили обоснование в диссертационном исследовании, а также в опубликованных автором работах: автором предлагается новая трактовка понятия «ограничение права (свободы)», под этим термином следует понимать установленные законодательством пределы (границы) реализации (осуществления) человеком (гражданином) прав (свобод), выражающиеся в запретах, вторжениях, обязанностях, ответственности, существование которых детерминировано (предопределено) необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и назначением которых является обеспечение необходимого баланса между интересами личности, общества и государства; по мнению автора, конституционные основы ограничения прав и свобод человека и гражданина это закрепленные Основным Законом Российской Федерации принципы (императивные нормы общего действия), выражающие в концентрированном юридическом виде концепцию пределов свободы личности в государстве, содержащие общие условия ограничений, предопределяющие содержание конкретных отраслевых ограничений и служащие критерием их конституционности, и обеспечивающие соблюдение необходимого баланса между свободой отдельной личности и интересами общества и государства; с содержательной стороны к конституционным основам ограничения прав и свобод относятся нормы Основного Закона, закрепляющие следующие основополагающие начала: а) признание человека, его прав и свобод высшей ценностью и уважение достоинства личности (ст.2 и ч.1 ст.21); б) соответствие ограничений конституционно закрепленным целям (ч.З ст.55 и ч.1 ст.56); в) соразмерность ограничений конституционным целям (ч.З ст.55); г) равенство ограничений прав и свобод (ч.2 ст.
19); д) запрет на ограничение прав и свобод по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч.2 15

[стр.,60]

работе основы (принципы) извлечены из всего содержания Конституции РФ, а также из решений Конституционного Суда РФ.
С учетов вышеизложенных соображений автор считает, что к конституционным основам ограничения прав и свобод человека и гражданина следует отнести нормы Основного Закона, закрепляющие следующие основополагающие начала: а) признание человека, его прав и свобод высшей ценностью и уважение достоинства личности (ст.2 и ч.1 ст.21); б) соответствие ограничений конституционно закрепленным целям (ч.З ст.55 и ч.1 ст.56); в) соразмерность ограничений конституционным целям (ч.З ст.55); г) равенство ограничений прав и свобод (ч.2 ст.
19); д) запрет на ограничение прав и свобод по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч.2 ст.19); е) требование определенной правовой формы закрепления ограничений (ограничения должны устанавливаться исключительно федеральным законом) ч.З ст.55 и ч.1 ст.56)); ж) соответствие ограничений прав и свобод международным стандартам (ч.4 ст.
15 и 4.1 ст.17).
С учетом содержательной и формально-юридической стороны значение конституционных основ ограничения прав и свобод, по мнению автора, заключается в том, что они: 1.
являются концентрированным юридическим выражением общей идеи (концепции) определения границ (меры) свободы индивида.
2.
представляют собой часть механизма согласования личных (индивидуальных) и общественных (публичных) интересов и закрепляют необходимый баланс между интересами отдельной личности и интересами других индивидов, общества и государства; 3.
являются нормативными .
Как отмечает В.Т.
Кабышев, хотя конституционные принципы «...не формулируют определенные права и обязанности, они являются директивой государ1Говоря о нормативности принципов, следует привести выдержку из ставшего уже классическим решения Международного Суда ООН 1974 г.
по спору между США и Канадой о границе в заливе Мэн: «..
.слова «принципы и нормы» выражают одну и ту же идею, а именно, что термин «принципы» означает правовые принципы, т.е.
он включает нормы международного права, и что употребление термина «принципы» оправданно, поскольку речь идет о более общих и фундаментальных нормах».//См.: Международное право.
/Под ред.
Г.И.
Тункина.
М., 1994.
С.106.
Н.С.
Бондарь отмечает, что в силу высокого уровня обобщения конституционных положений их нормативное содержание существует как бы в спрессованном виде.
/ См.: Бондарь Н.С.
Самоуправление народа и социально-экономические права граждан СССР: конституционный аспект.
Ростов н/Д., 1988.
С.11.


[стр.,64]

ГЛАВА 2.
СОДЕРЖАНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА § 1.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ, ВЫРАЖАЮЩИЕ СУЩНОСТЬ ОГРАНИЧЕНИЙ ПРАВ И СВОБОД К конституционным основам, выражающим сущность ограничений прав и свобод следует отнести нормы Основного Закона, закрепляющие: а) признание человека, его прав и свобод высшей ценностью и уважение достоинства личности (ст.2 и 4.1 ст.21); б) соответствие ограничений конституционно закрепленным целям (ч.З ст.55 и 4.1 ст.56); в) соразмерность ограничений конституционным целям (ч.З ст.55); г) равенство ограничений прав и свобод (ч.2 ст.
19); д) запрет на ограничение прав и свобод по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч.2 ст.
19).
Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью и уважение достоинства личности это основополагающий принцип действующей Конституции России и общая философская основа формирующегося конституционного строя.
Этот принцип можно также назвать принципом гуманизма .
Провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью (ст.2) является важным новшеством в законодательстве России.
Ранее верховенство всегда принадлежало государственным интересам.
В советское время они отождествлялись с общественными, которым требовалось подчинять личные интересы.
Как отмечает М.В.
Баглай «выражение «высшая ценность» это не юридическая, а нравственная категория.
Но когда она попадает в конституционный текст, то превращается в категорию правовую, т.е.
в обязательное правило для всех членов общества...» .
Это «единственная высшая ценность; все остальные общественные ценности...
располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить» .
Это означает, что все другие ценности, 1Гуманизм система взглядов, выражающих признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье и равенство, уважение принципов справедливости и милосердия как норм отношений между людьми, борьба за создание условий для свободного развития творческих сил и способностей человека./ См.: Философский словарь.
Под ред.
И.Т.
Фролова.
М., 1991.
С.99.
2Баглай М.В.
Конституционное право Российской Федерации.
М., 1998.
СЛОГ 3Комментарий к Конституции Российской Федерации./Общ.
ред.
Ю.В.
Кудрявцева.
М., 1996.
С.19.

[Back]