Проверяемый текст
Петров Владислав Руфович. Деформация правосознания граждан России (Диссертация 2000)
[стр. 101]

101 Профессиональное правосознание это правовое сознание юристов.
В его содержание наряду с квалифицированными научными обоснованными суждениями, выводами, закономерностями входит, умение применять право.
Определённая роль в трансформации общественного сознания принадлежит также и факторам духовной жизни.
Как отмечается в специальной литературе, она включает в себя «общественное и индивидуальное сознание.
Сознание научное и обыденное, мировоззрение и мироощущение, научные знания и иллюзии, религиозные и эстетические взгляды, этические и юридические нормы, а также духовную жизнь и сознание классов и
общественных групп, самосознание классов и наций (народностей), идеологию и социальную психологию».1 Подсистемой духовной сферы выступает наука, искусство, идеология, религия, образование и воспитание.
Хотя правосознание само является элементом духовной сферы жизни общества, оно подвергается
активному влиянию со стороны других элементов этой сферы.
Огдельные негативные элементы духовной сферы (отсталое мировоззрение, ложные научные знания, отсталая идеология и т.
д.) могут лежать в основе порождения
трансформации общественного правосознания.
Немаловажную роль в
преобразовании трансформации правосознания в обществе играет и такой фактор, как изменение морали.
Упадок нравственных начал и выдвижение на передний план личных эгоистических интересов
нс может не сказаться на состоянии правосознания граждан нашей страны.
Трансформация группового (в т.ч.
профессионального) правосознания представляет из себя сложное и многогранное явление.

Проблема профессионального правосознания заслуживает специального рассмотрения.
В зависимости от предмета отражения в правосознании образуются сферы, соответствующие различным отраслям правового отношения.
Правовое сознание должно быть теоретическим, т.
е.
представлять собой систему правовых знаний, выраженная в принципах, нормах, категориях, в 1 Овчинников В.С.
Мировоззрение как явление духовной жизни общества.
Л.,
2000.
с.77.; Улсдоп Л.К.
Духовная жизнь общества.
М., 1999.
[стр. 71]

3 См.: Ленев В.
Врага надо знать в лицо.
Организованная преступность: заметки на полях истории самой опасной болезни.
// Юридический вестник.
1999.
№4.
137 бедности находятся более 70% населения страны1.
«Мы построили государство бедняков», заявил недавно министр труда и социального развития РФ С.
Калашников.
По его мнению, минимальная заработная плата в стране составляет всего 8% от прожиточного минимума.
И даже этот мизер получают не все .
Такое положение, естественно, не могло и не может не оказать отрицательного влияния на состояние общественного сознания, в том числе и на состояние правосознания, как составной его части.
Именно с учетом этих обстоятельств следует рассматривать причины деформации общественного правосознания, обусловленные факторами социальной среды.
Прежде всего, это экономические факторы социальной среды, негативно влияющие на состояние правосознания.
Проведение непродуманных рыночных преобразований привело не только к разрушению экономики, но и к ограблению государства и нации.
Снижение поступления в казну денег в виде налогов отрицательно повлияло на финансирование программы поддержания семьи и воспитания подрастающего поколения.
Это, в свою очередь, привело к формированию поколения, страдающего всевозможными болезнями , со сниженным образовательным уровнем и другими отрицательными моментами, склонного к совершению правонарушений и преступлений.
Тем самым под общество оказалась заложенной «мина замедленного действия», которая еще на многие десятилетия будет отрицательно влиять на общественный организм, в том числе оказывать негативное воздействие на состояние правосознания нации и способствовать его искажению.
Деформации общественного правосознания способствуют и определенные политические факторы социальной среды.
1 См.: Российская газета.
1999.
27 февраля.
2 См.: Невинная И.
Какой должна быть настоящая зарплата.
Вот что предлагает министр труда и социального развития С.
Калашников // РГ.
2000.
25 февр.; Угодников К.
Россия не хочет быть государством бедняков // РГ.
2000.
25 февр.
3 См.: Милкус А.
Во взрослую жизнь вливается больное поколение // Ком.
правда.
2000.
22 марта.
138 В настоящее время в России, где очень ярко проявляются экономические и социальные различия, идет ожесточенная борьба за государственную власть.
Это наглядно показали прошедшие недавно выборы в Государственную Думу Федерального Собрания страны, которые сопровождались грязными нападениями и всевозможными оскорблениями кандидатов в депутаты, вульгарными и циничными выходками СМИ и другими негативными явлениями.
Любые выборы, в том числе и последние президентские, свидетельствуют, что правящая верхушка и российская олигархия в целях получения власти и еѐ удержания шли на всякие нарушения закона: ложные данные о доходах и собственности; шантаж соперников и подкуп избирателей; сокрытие прежней судимости и т.
д.
Разоблачением этих и других фактов пестрят газеты и заполнены экраны телевизоров1.
Всѐ это негативно влияет на состояние общественного сознания, в том числе на правовое и ведѐт к его деформации.
Определѐнная роль в деформации общественного сознания принадлежит также и факторам духовной жизни.
Как отмечается в специальной литературе, она включает в себя «общественное и индивидуальное сознание, сознание научное и обыденное, мировоззрение и мироощущение, научные знания и иллюзии, религиозные и эстетические взгляды, этические и юридические нормы, а также духовную жизнь и сознание классов и
социальных групп, самосознание классов и наций (народностей), идеологию и социальную психологию»2.
Подсистемой духовной сферы выступает наука, искусство, идеология, религия, образование и воспитание.
Хотя правосознание само является элементом духовной сферы жизни общества, оно подвергается


[стр.,72]

1 См.: Бородин П.
В Москве дважды два-пять… // РГ.
1999.
17 декабря; Зачем Селезнѐву губернаторство // РГ 1999.10 декабря; Парный забег во власть // РГ.
1999.
3 декабря; Черниченко Ю.
Заказ на хозяина // Независимая газета.
2000.
11 марта; Матвеев И.
Одинадцать кулинаров и один шеф-повар // МК в Чебоксарах.
2000.
16-23 марта; Явлинский Г.
Я против кремлевской мясорубки // Ком.
правда.
2000.
22 марта.
2 Овчинников В.
С.
Мировоззрение как явление духовной жизни общества.
Л.,
1978.
С.77.; У ледов А.
К.
Духовная жизнь общества.
М., 1980.
139 активному влиянию со стороны других элементов этой сферы.
Отдельные негативные элементы духовной сферы (отсталое мировоззрение, ложные научные знания, отсталая идеология и т.
д.) могут лежать в основе порождения
деформации общественного правосознания.
Немаловажную роль в
распространении деформации правового сознания в обществе играет и такой фактор, как кризис морали.
Упадок нравственных начал и выдвижение на передний план личных эгоистических интересов
не может не сказаться на состоянии правового сознания граждан нашей страны.
Деформация группового (в т.ч.
профессионального) правосознания представляет из себя сложное и многогранное явление.

Поэтому сущность порождаемых ее причин целесообразно рассмотреть на примере анализа состояния степени искажѐнности правосознания отдельных социальных общностей.
Учитывая, что особое значение в обществе имеет профессиональное правосознание, которым обладают специалисты в области юриспруденции (судьи, прокуроры, следователи, сотрудники ОВД и ФСБ и т.
д.), мы считаем необходимым рассмотреть выше намеченную проблему именно в контексте анализа особенностей и причин проявления искажѐнного правосознания 2-х категорий таких лиц судей и сотрудников ОВД.
Как было отмечено выше, основными формами проявления деформации правового сознания судей являются «обвинительный уклон» и синдром собственной непогрешимости.
Проведенные научные исследования подтверждают, что возникновение обвинительной установки в структуре ценностных ориентации личностей судей детерминировано факторами, влияние которых практически не контролируется сознанием судей.
К ним, как выяснилось, относятся три фактора: фактор «частого совпадения явлений» (личного опыта), психогенный фактор в лице действующего закона и социальный фактор.
Действительно, судья, регулярно рассматривающий уголовные дела, постоянно видит перед собой подсудимых.
При этом личный опыт и опыт 140 коллег подсказывает ему, что в большинстве случаев люди, которых следствие обвинило в преступлении, оказывались преступниками на самом деле (исключения составляют 1-2 случая из 100).
Это обстоятельство способствует выработке в сознании судьи условно-рефлекторной связи между появлением подсудимого (обвиняемого) и появлением преступника.
Данная связь, формируемая помимо воли, образует определенные стереотипные реакции судьи на любого подсудимого.
Возникновению обвинительного уклона в сознании судьи способствует и такой психогенный фактор, каким является закон.
Действующий уголовнопроцессуальный кодекс, принятый почти 40 лет назад и полностью устаревший, построен таким образом, что не может не формировать у судьи подобной установки еще до начала рассмотрения дела по существу.
Так, например, ст.
ст.
221-234 УПК РСФСР обязывают судью предварительно знакомиться с делом, в котором содержится только односторонний взгляд на подсудимого с позиции обвинения.
Это, естественно, способствует формированию у судьи обвинительной установки.
Кроме того, давая в соответствии со ст.
222 УПК положительный ответ на вопрос о наличии в деянии признаков конкретного состава преступления, судья автоматически встает на путь презумпции виновности.
На формирование у судьи обвинительной установки оказывают влияние и другие нормы УПК РСФСР (ст.
ст.
227, 230, 278), а также ст.
ст.
60 и 63 УК РФ.

[Back]