Проверяемый текст
Петров Владислав Руфович. Деформация правосознания граждан России (Диссертация 2000)
[стр. 114]

114 Методы принуждения, связанные с применением наказания или иного взыскания, играют роль, как общего, так и специального формирования трансформации правосознания.
Применяемые с соблюдением принципов законности, неотвратимости и справедливости, они способствуют закреплению в общественном, групповом и индивидуальном сознании требований правовых норм.
То есть, они выступают в качестве рычагов повышения
правосознания и становления проявлений его трансформации.
А через правосознание индивидов они воздействуют и на их поведение.
Причем, такое возможно лишь в случаях, когда поведение индивида подконтрольно сознанию и воле.
В противном случае, наказание либо иное взыскание являются бессмысленными и безнравственными.
Как указывается в научной литературе, «принуждение это обоюдоострый инструмент
общественной регуляции и нравственного воспитания, пользоваться которым необходимо крайне осторожно».1 Таковы основные методы, применение которых целесообразно для формирования трансформации правосознания, как на общественном, так и групповом и индивидуальном уровнях.
Их использование предполагает выбор трех подходов в данной работе: воспитательного, предупредительного и принудительного.
Важнейшим способом, направленным на выработку позитивного правосознания, выступает социально-нормативное воспитание.

Социально-нормативное воспитание является самым оптимальным способом формирования положительного правосознания.
Оно представляет комплексный процесс, включающий в себя в качестве важнейших элементов ' прежде всего
правовое, атакже неразрывно связанные с ним моральное, трудовое, физическое, эстетическое и другие формы воспитания.
Сущность данного воспитательного комплекса заключается в том, что постепенно, по мере получения индивидом определенных знаний о жизни в обществе элементы воспитательного процесса усложняются.
Если на первоначальном этапе воспитание выражается в виде разъяснения
1 Моральный выбор.
М., 1980.
с.
152.
[стр. 79]

Учитывая разную степень социальной опасности отдельных форм деформации правового сознания, различия в их распространенности и в 153 глубине искаженности, мы должны констатировать, что не может быть единого универсального способа их преодоления.
В этой работе невозможно использовать одни и те же подходы и методы.
На наш взгляд, наиболее оптимальными здесь выступают воспитательные (информационные), предупредительные и принудительные методы.
Информационные методы, являющиеся базой воспитательного воздействия, основаны на сознательном восприятии членами общества правовых знаний, установок и представлений.
Использование их целесообразно в ходе организации работы по формированию положительного правосознания, а также по предупреждению случаев его деформации.
Предупредительные методы направлены на выявление и устранение негативных факторов социальной среды, которые выступают в качестве причин и условий деформации правового сознания.
Эти методы целесообразно использовать по предупреждению и преодолению деформации общественного и группового правосознания, а также таких ее форм, какими выступают правовой инфантилизм, правовой нигилизм и правовой фетишизм.
Они могут применяться и на индивидуальном уровне для предупреждения, а также преодоления деформации индивидуального правосознания путем устранения порождающих ее причин и условий.
Их использование должно сопровождаться системой социально-экономических, социальнополитических, правовых, организационных и иных мероприятий, проводимых государством и обществом в целях повышения правосознания и преодоления случаев его искажения.
Особое место среди других методов преодоления деформации правового сознания занимают методы принуждения, которые связаны с применением к правонарушителям мер уголовно-правового, административно-правового и иного характера.
Связано это с тем, что использование их возможно лишь по отношению к лицам с перерожденным правосознанием, искаженные правовые взгляды и представления которых проявляются в совершении преступлений и иных правонарушений.
154 Методы принуждения, связанные с применением наказания или иного взыскания, играют роль как общего, так и специального предупреждения и преодоления деформации правового сознания.
Применяемые с соблюдением принципов законности, неотвратимости и справедливости, они способствуют закреплению в общественном, групповом и индивидуальном сознании требований правовых норм.
То есть, они выступают в качестве рычагов повышения
правового сознания и преодоления проявлений его деформации.
А через правовое сознание индивидов они воздействуют и на их поведение.
Причем, такое возможно лишь в случаях, когда поведение индивида подконтрольно сознанию и воле.
В противном случае, наказание либо иное взыскание являются бессмысленными и безнравственными.
Как указывается в научной литературе, «принуждение это обоюдоострый инструмент
социальной регуляции и нравственного воспитания, пользоваться которым необходимо крайне осторожно»1.
Таковы основные методы, применение которых целесообразно для
преодоления деформации правового сознания как на общественном, так и групповом и индивидуальном уровнях.
Их использование предполагает выбор трех подходов в данной работе: воспитательного, предупредительного и принудительного.
Важнейшим способом, направленным на выработку позитивного правосознания, выступает социально-нормативное воспитание.

2.2.1 Социально-нормативное воспитание как основной способ формирования положительного правосознания граждан.
Социально-нормативное воспитание, на наш взгляд, является самым оптимальным способом формирования положительного правосознания и преодоления в нем пробелов и искажений.
Оно представляет комплексный процесс, включающий в себя в качестве важнейших элементов прежде всего
1 Моральный выбор.
М, 1980.
С.
152.


[стр.,80]

155 правовое, а также неразрывно связанные с ним моральное, трудовое, физическое, эстетическое и другие формы воспитания.
Сущность данного воспитательного комплекса заключается в том, что постепенно, по мере получения индивидом определенных знаний о жизни в обществе элементы воспитательного процесса усложняются.
Если на первоначальном этапе воспитание выражается в виде разъяснения
общедоступных и не сложных для усвоения положений через трудовое, физическое, моральное и эстетическое воспитание, то впоследствии элементы воспитательного процесса усложняются.
Сюда в качестве «ядра» включается правовое воспитание, которое может быть эффективным только при преломлении правовых норм через нормы, усвоенные индивидом ранее.
То есть, наряду с общими социальными нормами индивиду разъясняется роль права и законности в общественной жизни.
В основе социально-нормативного воспитания лежит информационный подход, который основывается на предпосылке о том, что формирование положительного правосознания и преодоление случаев его деформации возможно лишь при получении гражданами соответствующих правовых знаний.
Эта точка зрения имеет давнюю традицию, поддерживается большинством российских ученых, находит свое отражение и в международных документах.
Так, например, в Резолюции VI Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, было отмечено, что знание права помогает формированию сознательного отношения к жизни, основанного на принципах права, справедливости и морали, повышению общего уровня состояния законности и общественного порядка и усилению роли каждого гражданина в решении важных проблем общественной жизни1.
Социально-нормативное воспитание начинается с рождения субъекта.
Еще в раннем детстве усвоение правил поведения происходит на уровне 1 См.: Доклад VI Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.
(Каракас, 1980).
Нью-Йорк, 1981.
С.34.
156 психического отражения и закрепляется в навыках, которые могут доходить до автоматизма.
В связи с этим, ребенок, растущий в «тяжелой обстановке», может усвоить негативные образцы поведения, которые впоследствии окажут воздействие и на духовное развитие.
Именно поэтому на раннем этапе своего формирования человек осмысливает предъявляемые обществом правовые требования в соответствии с уровнем своего духовного развития.
Это должно предостерегать от возможности раннего загрязнения духовного мира, укоренения потребностей и привычек, опасных для общества, а следовательно, и для человека как его части.
Даже если человек полагает благом для себя нечто неприемлемое для общества, это не может быть благом уже потому, что ведет к конфликту (с самим собой, с окружающими людьми, с обществом).
Необходимо отметить, что социально-нормативное воспитание начинается с освоения элементарных норм, среди которых сугубо правовых немного.
Например, в раннем возрасте разъясняется, что нельзя без разрешения брать чужие вещи, нельзя обижать маленьких детей, нельзя издеваться над животными.
Постепенно количество нормативно-правовой информации становится больше.
По мере социализации поведенческие акты субъекта, соответствуя или не соответствуя действующим правовым моделям, начинают воплощать трансформированные им образцы нравственного (или соответственно безнравственного), экологического, эстетического и т.
д.
плана.
Иного и быть не может.
Ведь правовая норма, лучше или хуже усвоенная субъектом, а точнее, образ нормы в индивидуальном сознании, наполняется в каждом отдельном случае личностным содержанием.
Следует констатировать, что если малолетние дети улавливают образцы поведения только поверхностно, и это является основным способом получения ими информации о существующих способах общения, то по мере взросления количество словесной информации, направляемой на субъект, растет.

[Back]