116 возможности раннего загрязнения духовного мира, укоренения потребностей и привычек, опасных для общества, а следовательно, и для человека как его части. Даже если человек полагает благом для себя нечто неприемлемое для общества, это не может быть благом уже потому, что ведет к конфликту (с самим собой, с окружающими людьми, с обществом). Необходимо отметить, что социально-нормативное воспитание начинается с освоения элементарных норм, среди которых сугубо правовых немного. Например, в раннем возрасте разъясняется, что нельзя без разрешения брать чужие вещи, нельзя обижать маленьких детей, нельзя издеваться над животными. Постепенно количество нормативно-правовой информации становится больше. По мере социализации поведенческие акты субъекта, соответствуя или не соответствуя действующим правовым моделям, начинают воплощать трансформированные им образцы нравственного (или соответственно безнравственного), экологического, эстетического и т. д. плана. Иного и быть не может. Ведь правовая норма, лучше или хуже усвоенная субъектом, а точнее, образ нормы в индивидуальном сознании, наполняется в каждом отдельном случае личностным содержанием. Следует констатировать, что если малолетние дети улавливают образцы поведения только поверхностно, и это является основным способом получения ими информации о существующих способах общения, то но мере взросления количество словесной информации, направляемой на субъект, растёт. Постепенно человек достигает возраста, когда начинается его правовое воспитание в прямом смысле этого слова. На первоначальном этапе правового воспитания знания, представления и понятия индивида бывают туманными. Поэтому полученный опыт не помогает, а порой мешает ориентироваться в потоке событий. Многие его отношения складываются непредвиденно и оказываются неблагоприятными. В этот период особенно возрастает роль воспитателей индивида, на которых должна ложиться тяжесть нравственной, а в предусмотренных законом случаях и юридической |
155 правовое, а также неразрывно связанные с ним моральное, трудовое, физическое, эстетическое и другие формы воспитания. Сущность данного воспитательного комплекса заключается в том, что постепенно, по мере получения индивидом определенных знаний о жизни в обществе элементы воспитательного процесса усложняются. Если на первоначальном этапе воспитание выражается в виде разъяснения общедоступных и не сложных для усвоения положений через трудовое, физическое, моральное и эстетическое воспитание, то впоследствии элементы воспитательного процесса усложняются. Сюда в качестве «ядра» включается правовое воспитание, которое может быть эффективным только при преломлении правовых норм через нормы, усвоенные индивидом ранее. То есть, наряду с общими социальными нормами индивиду разъясняется роль права и законности в общественной жизни. В основе социально-нормативного воспитания лежит информационный подход, который основывается на предпосылке о том, что формирование положительного правосознания и преодоление случаев его деформации возможно лишь при получении гражданами соответствующих правовых знаний. Эта точка зрения имеет давнюю традицию, поддерживается большинством российских ученых, находит свое отражение и в международных документах. Так, например, в Резолюции VI Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, было отмечено, что знание права помогает формированию сознательного отношения к жизни, основанного на принципах права, справедливости и морали, повышению общего уровня состояния законности и общественного порядка и усилению роли каждого гражданина в решении важных проблем общественной жизни1. Социально-нормативное воспитание начинается с рождения субъекта. Еще в раннем детстве усвоение правил поведения происходит на уровне 1 См.: Доклад VI Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. (Каракас, 1980). Нью-Йорк, 1981. С.34. 156 психического отражения и закрепляется в навыках, которые могут доходить до автоматизма. В связи с этим, ребенок, растущий в «тяжелой обстановке», может усвоить негативные образцы поведения, которые впоследствии окажут воздействие и на духовное развитие. Именно поэтому на раннем этапе своего формирования человек осмысливает предъявляемые обществом правовые требования в соответствии с уровнем своего духовного развития. Это должно предостерегать от возможности раннего загрязнения духовного мира, укоренения потребностей и привычек, опасных для общества, а следовательно, и для человека как его части. Даже если человек полагает благом для себя нечто неприемлемое для общества, это не может быть благом уже потому, что ведет к конфликту (с самим собой, с окружающими людьми, с обществом). Необходимо отметить, что социально-нормативное воспитание начинается с освоения элементарных норм, среди которых сугубо правовых немного. Например, в раннем возрасте разъясняется, что нельзя без разрешения брать чужие вещи, нельзя обижать маленьких детей, нельзя издеваться над животными. Постепенно количество нормативно-правовой информации становится больше. По мере социализации поведенческие акты субъекта, соответствуя или не соответствуя действующим правовым моделям, начинают воплощать трансформированные им образцы нравственного (или соответственно безнравственного), экологического, эстетического и т. д. плана. Иного и быть не может. Ведь правовая норма, лучше или хуже усвоенная субъектом, а точнее, образ нормы в индивидуальном сознании, наполняется в каждом отдельном случае личностным содержанием. Следует констатировать, что если малолетние дети улавливают образцы поведения только поверхностно, и это является основным способом получения ими информации о существующих способах общения, то по мере взросления количество словесной информации, направляемой на субъект, растет. 157 Постепенно человек достигает возраста, когда начинается его правовое воспитание в прямом смысле этого слова. На первоначальном этапе правового воспитания знания, представления и понятия индивида бывают туманными. Поэтому полученный опыт не помогает, а порой мешает ориентироваться в потоке событий. Многие его отношения складываются непредвиденно и оказываются неблагоприятными. В этот период особенно возрастает роль воспитателей индивида, на которых должна ложиться тяжесть нравственной, а в предусмотренных законом случаях и юридической ответственности, которую они должны разделить вместе с подопечными. Связано это с тем, что никто, кроме воспитателя, не поможет развивающейся личности узнать меру своей ответственности за те или иные неправомерные деяния. Никто, кроме него, не направит подростка на путь самосовершенствования и не оградит его от противоправного влияния окружающей среды. Совершенно очевидно, что задача осознанного воспитания состоит в том, чтобы воспринимались лишь нормы, одобряемые нашим обществом, поскольку они становятся руслом, по которому устремляется поток желаний и намерений субъекта. В этом процессе выделяется ряд важных моментов, а именно: 1) качество «направляемых» знаний; 2) качество их передачи; 3) качество их усвоения и трансформации. С учетом этих положений и должно строиться социально-нормативное воспитание в целях выработки должного правового сознания, недопущения его искажения и ликвидации появившихся пробелов. Долг же общества состоит в том, чтобы помочь молодому человеку, пришедшему в него, не оказаться подвергнутым санкциям, не остаться в изоляции и подготовить гражданина к адекватному восприятию требований и программных установок к своему поведению. Необходимо помнить, что ликвидация застойных явлений, преодоление негативных ориентации, привычек, настроений, традиций задача сложная. Причем решить ее можно только путем повседневного и кропотливого воспитания подрастающего поколения. И здесь, по нашему мнению, неоценима 158 роль именно социально-нормативного воспитания, и прежде всего его ядра нормативно-правового воспитания. В то же время следует учитывать, что социально-нормативное воспитание не может сводиться к массированному внедрению социальных норм в сознание субъекта. Нужно последовательно воспитывать личность, готовую к добровольному соблюдению общественных требований. Важной чертой такого воспитания является не просто усвоение воспитуемым позитивной информации, а наполнение ее мощным зарядом добра, который может перекрыть, преодолеть возможное зло. Это необходимо учитывать всегда, когда осуществляется правовое воспитание населения. Организуя правовое воспитание как часть социально-нормативного процесса, необходимо помнить, что одной из его целей является нейтрализация либо смягчение противоправного воздействия на сознание подопечных лиц. Особенно это является актуальным в настоящее время, когда отрицательные эмоции и ситуации лавиной обрушиваются на граждан, особенно юных. Причем, этот негативный процесс идет не только со стороны «улицы», о чем достаточно пишут и говорят, но и со стороны некоторых воспитателей, результат труда которых — безнравственная, противоправная, антиобщественная направленность субъектов. Говоря о роли социально-нормативного воспитания в формировании правового сознания и преодолении его деформации, нельзя отсекать само правосознание как социальное явление от других элементов внутреннего мира человека, то есть, от его эстетических, этических, культурных и иных чувств, взглядов и представлений. Связано это с тем, что любая норма, став правовой, включает (втягивает) в себя политическое, нравственное, эстетическое и иное содержание. Поэтому правовое воспитание в обязательном порядке должно сопровождаться другими формами воспитания, то есть эстетическим, культурным, физическим, трудовым и нравственным. Необходимость организации государством социально-нормативного воспитания обусловлена тем, что законодательные нормы, установленные в 159 |