121 носит условный характер; все они тесно взаимосвязаны и обусловлены требованиями общества. Таким образом, если эстетическое и даже физическое воспитание, столь, казалось бы, отдаленное от развития правосознания, оказывается необходимым для регулирования поведения человека в обществе, для его способности во всех ситуациях соотносить свои поступки с правовыми требованиями, то связь правового воспитания с нравственным, политическим, трудовым просто очевидна и нс требует специальных доказательств. Возникает обоснованный вопрос? Какой смысл следует вкладывать в понятие «правового воспитания» как центрального элемента социальнонормативного воспитания? Если подойти к исследованию этой проблемы с учетом современных достижений общественных наук, и особенно социальной психологии, то становится очевидным, что правовое воспитание эго длящийся в пространстве и во времени процесс. В нем участвуют все граждане в течение своей жизни, как в качестве воспитуемых, гак и в качестве воспитателей. Понятно, что организованная деятельность по правовому воспитанию должна быть такой, чтобы нейтрализовать, вытеснить, победить все темное и консервативное, что уже нашло место в сознании индивида. Известно, что выбор средств воздействия зависит, главным образом, от цели. В данном случае от целей, которые ставит субъект социальнонормативного воспитания и прежде всего от пределов желаемого результата. В нашем случае, цель социально-нормативного воспитания, в том числе и правового формирование теоретико-идеологического и психологического компонентов правосознания и преодоление случаев проявления его деформации. |
Каждый неправомерный поступок не только закрепляет антиобщественные установки у совершившего его субъекта, но нередко способствует их выработке у других лиц. Поэтому в ходе правового воспитания должна ставиться и разрешаться задача по нейтрализации таких негативных проявлений. Известно, что разграничение воспитательного процесса на части (политическое, правовое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое и т. д.) носит условный характер; все они тесно взаимосвязаны и обусловлены требованиями общества. Таким образом, если эстетическое и даже физическое воспитание, столь, казалось бы, отдаленное от развития правосознания, оказывается необходимым для регулирования поведения человека в обществе, для его способности во всех ситуациях соотносить свои поступки с правовыми требованиями, то связь правового воспитания с нравственным, политическим, трудовым просто очевидна и не требует специальных доказательств. Возникает обоснованный вопрос: какой смысл следует вкладывать в понятие «правового воспитания» как центрального элемента социально-нормативного воспитания? Если подойти к исследованию этой проблемы с учетом современных достижений общественных наук, и особенно социальной психологии, то становится очевидным, что правовое воспитание это длящийся в пространстве и во времени процесс. В нем участвуют все граждане в течение своей жизни как в качестве воспитуемых, так и в качестве воспитателей. Понятно, что организованная деятельность по правовому воспитанию должна быть такой, чтобы нейтрализовать, вытеснить, победить все темное и консервативное, что уже нашло место в сознании индивида. Известно, что выбор средств воздействия зависит, главным образом, от цели. В данном случае — от целей, которые ставит субъект социальнонормативного воспитания и прежде всего от пределов желаемого результата. В нашем случае, цель социально-нормативного воспитания, в том числе и 162 правового формирование теоретико-идеологического и психологического компонентов правосознания и преодоление случаев проявления его деформации. Выяснение вопроса о цели правового воспитания ведется в юридической науке весьма активно1. К примеру, В.В. Тищенко сформулировала эту цель как «формирование и развитие … правосознания граждан». Наиболее полно цели правового воспитания раскрывает И.Е. Фарбер в своей работе «Правосознание как форма общественного сознания». Он пишет, что целью правового воспитания является «формирование определенной политической, нравственной, юридической структуры личности».3 Говоря о целях правового воспитания, важно помнить, что в них фиксируется не существующее, а отсутствующее. Применительно к правовоспитательным целям можно сказать, что в них фиксируется не только то, что отсутствует в сознании индивида. В них, чаще всего, отражаются недостатки и слабое развитие тех или иных аспектов правового воспитания. Так, если в качестве одной из познавательных целей провозглашается, например, знание права, то это не значит, что такое знание отсутствует. В данном случае имеется в виду недостаточность знания права, несоответствие объема и уровня этого знания, адекватному правовому осознанию общественных отношений. Испытывает ли наше общество потребность в достижении такой эмоциональной цели правового воспитания, как развитие чувства ответственности у граждан, должностных лиц и социальных институтов? Конечно, испытывает! Но постановка этой цели не должна склонять к мысли об |