Проверяемый текст
Петров Владислав Руфович. Деформация правосознания граждан России (Диссертация 2000)
[стр. 125]

125 состояния субъекта.
Однако сложность состоит в том, чтобы найти способы преодоления внутренних преград, вызвать желаемое и необходимое самодвижение
саму перестройку личности, без которой воспитательные усилия извне будут безнадежно гибнуть.
В свою очередь, духовный рост человека, его внутреннее преображение всегда способствуют повышению уровня общения с ним.
Если нравственное поведение правомерно всегда, когда правовые нормы воплощают моральные установления нашего общества, то безнравственное, как известно, может быть и противоправным, и правомерным.
Однако, даже не будучи правонарушителем, безнравственный человек более подвержен побуждениям, противоречащим потребностям, интересам и ценностям нашего общества, поскольку уже приобрел навыки пренебрежительного отношения к общественным требованиям.
Отсюда зависимость правовоспитательной деятельности от соответствующих элементов и структур внутреннего мира личности.
Прежде всего, нельзя не отметить, что само отношение человека к правовым установлениям может быть нравственным и безнравственным, нигилистическим.
Еще древние римляне говорили, что «право слабо без нравов».
Даже самые потаенные переживания могут стать основой и движущей силой для благородной, самоотверженной общественной деятельности и для опасных, вредных обществу проявлений.
Сопоставление различного поведения субъектов в одних и тех же жизненных обстоятельствах позволяет прийти к выводу о том, что оно зависит не только от внешних обстоятельств, но и их внутреннего духовного мира.
Это
свидетельствует о том, что наука и искусство социально-нормативного воспитания должны строиться на достижениях различных наук в этой сфере и, прежде всего, психологии.
В современных условиях такое взаимодействие наук стало не просто полезным, но и настоятельно необходимым.

Гак, например, отсутствие должного внимания со стороны окружающих к лицу, нуждающемуся в срочной
[стр. 85]

• формирование системы правовых знаний; • • формирование правовой убежденности; • • формирование мотивов и привычек правомерного, социально-активного поведения.
• Давно известно, что в человеческих взаимосвязях участвуют люди, легко вовлекаемые в орбиту несвойственного и даже вредного для них и окружающих общения.
Поэтому требуется особый подход к процессу нормативного 1 См.: Головченко В.В.
Эффективность правового воспитания.
Киев, 1985.
С.
26.
165 (особенно правового) воспитания.
В таких случаях предстоит действовать по двум направлениям: очищение внешней духовной среды и воздействие на внутренний мир человека.
Очищение внутренней духовной сферы осуществляется в большой мере путем воздействия извне: обеспечение благоприятной атмосферы с помощью иного уровня общения, “ целеустремленная корректировка устойчивого состояния субъекта.
Однако сложность состоит в том, чтобы найти способы преодоления внутренних преград, вызвать желаемое и необходимое самодвижение —
самоперестройку личности, без которой воспитательные усилия извне будут безнадежно гибнуть.
В свою очередь, духовный рост человека, его внутреннее преображение всегда способствуют повышению уровня общения с ним.
Если нравственное поведение правомерно всегда, когда правовые нормы воплощают моральные установления нашего общества, то безнравственное, как известно, может быть и противоправным, и правомерным.
Однако, даже не будучи правонарушителем, безнравственный человек более подвержен побуждениям, противоречащим потребностям, интересам и ценностям нашего общества, поскольку уже приобрел навыки пренебрежительного отношения к общественным требованиям.
Отсюда зависимость правовоспитательной деятельности от соответствующих элементов и структур внутреннего мира личности.
Прежде всего, нельзя не отметить, что само отношение человека к правовым установлениям может быть нравственным и безнравственным, нигилистическим.
Еще древние римляне говорили, что «право слабо без нравов».
Даже самые потаенные переживания могут стать основой и движущей силой для благородной, самоотверженной общественной деятельности и для опасных, вредных обществу проявлений.
Сопоставление различного поведения субъектов в одних и тех же жизненных обстоятельствах позволяет прийти к выводу о том, что оно зависит не только от внешних обстоятельств, но и их внутреннего духовного мира.
Это
166 свидетельствует о том, что наука и искусство социальнонормативного воспитания должны строиться на достижениях различных наук в этой сфере и прежде всего психологии.
В современных условиях такое взаимодействие наук стало не просто полезным, но и настоятельно необходимым.

Так, например, отсутствие должного внимания со стороны окружающих к лицу, нуждающемуся в срочной психологической помощи или иной поддержке, нередко подталкивает его к совершению необдуманных поступков.
Это особенно важно в понимании социально-нормативного воспитания как длящегося процесса, где каждый субъект выступает и в качестве воспитателя и в качестве воспитуемого, в зависимости от выполняемой в данный момент роли (родителя, прохожего, учащегося и т.д.).
До сих пор правовое воспитание как ядро социально-нормативного воспринималось и воспринимается как автономная сфера организационной деятельности.
Такая его трактовка способствует распространению среди отдельных педагогов мнения о возможности и целесообразности правового воспитания в период, когда человек приобретает достаточный жизненный опыт и достигает такого уровня интеллекта, который позволяет осмысленно воспринимать содержание основной массы правовых норм.
Это привело к тому, что правовым воспитанием в первую очередь занимались и занимаются только юристы и в основном с лицами, перешедшими 16-18 летний рубеж.
И это при том, что юристы в своей массе не имеют специальной

[Back]