Проверяемый текст
Петров Владислав Руфович. Деформация правосознания граждан России (Диссертация 2000)
[стр. 126]

126 психологической помощи или иной поддержке, нередко подталкивает его к совершению необдуманных поступков.
Это особенно важно в понимании социально-нормативного воспитания как длящегося процесса, где каждый субъект выступает и в качестве воспитателя и в качестве воспитуемого, в зависимости от выполняемой в данный момент роли (родителя, прохожего, учащегося и т.д.).
До сих пор правовое воспитание как ядро социально-нормативного воспринималось и воспринимается как автономная сфера организационной деятельности.
Такая его трактовка способствует распространению среди отдельных педагогов мнения о возможности и целесообразности правового воспитания в период, когда человек приобретает достаточный жизненный опыт и достигает такого уровня интеллекта, который позволяет осмысленно воспринимать содержание основной массы правовых норм.
Это привело к тому, что правовым воспитанием в первую очередь занимались и занимаются только юристы и в основном с лицами, перешедшими 16-18 летний рубеж.
И это притом, что юристы в своей массе не имеют специальной
профессиональной подготовки в области воспитания.
У них нет ни знаний, ни тем более, практических навыков для выполнения этой исключительно важной функции.
Введение в нашей стране правового всеобуча, как нам представляется, позволит преодолеть упомянутую автономность.
Не только будущим юристам и педагогам, но и всем специалистам целесообразно преподавать (хотя и в разном объеме) соответствующую дисциплину, которая «впитывает» необходимые знания всех наук о поведении человека.

Диалектический подход к социально-нормативному воспитанию как к всепроникающему процессу помогает понять, насколько важно стремиться каждому человеку к овладению хотя бы его основами.
В свою очередь, преподавателям права, юристам всех специальностей, педагогам, психологам и всем, кто по долгу службы или по призыву души задумывается серьезно о
[стр. 85]

• формирование системы правовых знаний; • • формирование правовой убежденности; • • формирование мотивов и привычек правомерного, социально-активного поведения.
• Давно известно, что в человеческих взаимосвязях участвуют люди, легко вовлекаемые в орбиту несвойственного и даже вредного для них и окружающих общения.
Поэтому требуется особый подход к процессу нормативного 1 См.: Головченко В.В.
Эффективность правового воспитания.
Киев, 1985.
С.
26.
165 (особенно правового) воспитания.
В таких случаях предстоит действовать по двум направлениям: очищение внешней духовной среды и воздействие на внутренний мир человека.
Очищение внутренней духовной сферы осуществляется в большой мере путем воздействия извне: обеспечение благоприятной атмосферы с помощью иного уровня общения, “ целеустремленная корректировка устойчивого состояния субъекта.
Однако сложность состоит в том, чтобы найти способы преодоления внутренних преград, вызвать желаемое и необходимое самодвижение — самоперестройку личности, без которой воспитательные усилия извне будут безнадежно гибнуть.
В свою очередь, духовный рост человека, его внутреннее преображение всегда способствуют повышению уровня общения с ним.
Если нравственное поведение правомерно всегда, когда правовые нормы воплощают моральные установления нашего общества, то безнравственное, как известно, может быть и противоправным, и правомерным.
Однако, даже не будучи правонарушителем, безнравственный человек более подвержен побуждениям, противоречащим потребностям, интересам и ценностям нашего общества, поскольку уже приобрел навыки пренебрежительного отношения к общественным требованиям.
Отсюда зависимость правовоспитательной деятельности от соответствующих элементов и структур внутреннего мира личности.
Прежде всего, нельзя не отметить, что само отношение человека к правовым установлениям может быть нравственным и безнравственным, нигилистическим.
Еще древние римляне говорили, что «право слабо без нравов».
Даже самые потаенные переживания могут стать основой и движущей силой для благородной, самоотверженной общественной деятельности и для опасных, вредных обществу проявлений.
Сопоставление различного поведения субъектов в одних и тех же жизненных обстоятельствах позволяет прийти к выводу о том, что оно зависит не только от внешних обстоятельств, но и их внутреннего духовного мира.
Это 166 свидетельствует о том, что наука и искусство социальнонормативного воспитания должны строиться на достижениях различных наук в этой сфере и прежде всего психологии.
В современных условиях такое взаимодействие наук стало не просто полезным, но и настоятельно необходимым.
Так, например, отсутствие должного внимания со стороны окружающих к лицу, нуждающемуся в срочной психологической помощи или иной поддержке, нередко подталкивает его к совершению необдуманных поступков.
Это особенно важно в понимании социально-нормативного воспитания как длящегося процесса, где каждый субъект выступает и в качестве воспитателя и в качестве воспитуемого, в зависимости от выполняемой в данный момент роли (родителя, прохожего, учащегося и т.д.).
До сих пор правовое воспитание как ядро социально-нормативного воспринималось и воспринимается как автономная сфера организационной деятельности.
Такая его трактовка способствует распространению среди отдельных педагогов мнения о возможности и целесообразности правового воспитания в период, когда человек приобретает достаточный жизненный опыт и достигает такого уровня интеллекта, который позволяет осмысленно воспринимать содержание основной массы правовых норм.
Это привело к тому, что правовым воспитанием в первую очередь занимались и занимаются только юристы и в основном с лицами, перешедшими 16-18 летний рубеж.
И это при том, что юристы в своей массе не имеют специальной


[стр.,86]

профессиональной подготовки в области воспитания.
У них нет ни знаний, ни тем более практических навыков для выполнения этой исключительно важной функции.
Введение в нашей стране правового всеобуча, как нам представляется, позволит преодолеть упомянутую автономность.
Не только будущим юристам и педагогам, но и всем специалистам целесообразно преподавать (хотя и в разном объеме) соответствующую дисциплину, которая «впитывает» необходимые знания всех наук о поведении человека.

167 Диалектический подход к социально-нормативному воспитанию как к всепроникающему процессу помогает понять, насколько важно стремиться каждому человеку к овладению хотя бы его основами.
В свою очередь, преподавателям права, юристам всех специальностей, педагогам, психологам и всем, кто по долгу службы или по призыву души задумывается серьезно о
воспитании, предстоит постоянно заботиться о формировании такого курса, его преподавании и развитии.
По нашему мнению, своеобразие правового воспитания состоит в том, что оно является как бы завершающим процесс формирования правосознания, но не в смысле окончания воспитательного процесса, который для каждого субъекта может окончиться только с прекращением его существования.
Речь идет о том, что правосознание как бы накладывается на определенные, уже сформированные, потребности, наклонности, привычки, интересы, «впитывает» их и формирует собственные, правовые ценности.
В свою очередь, в правосознание проникают новые идеи.
Иначе говоря, воздействие правового воспитания на правосознание личности обуславливается особенностями всей сложившейся у нее ценностнонормативной системы.
Таким образом, для того, чтобы ожидаемый и действительный результаты социально-нормативного воспитания совпадали, требуется многое.
Прежде всего следует признать, что социально-нормативное воспитание является всеобъемлющим, длящимся общественным процессом, который не может протекать без противоречий.
В этом процессе должны участвовать все граждане от начала до конца своей жизни, как в качестве воспитателей, так и в качестве воспитываемых, в зависимости от выполняемых социальных ролей.
Поэтому социально-нормативное воспитание становится своеобразным сосредоточием всех видов воспитания.
Оно позволяет достичь наиболее оптимальных результатов в формировании положительного правового сознания и в предупреждении его деформации.
168 2.2.2 Общие и частные способы преодоления деформации правового сознания граждан.
Преодоление деформации правового сознания это сложный и многоаспектный процесс.
Он складывается из двух стадий: предупреждение и предотвращение этого негативного явления.
Предупреждение состоит из мер, направленных на выявление и устранение причин и условий деформации правового сознания, а предотвращение из мер, которые применяются для недопущения фактов искажения правового сознания и их преодоления.
Поэтому, отмечая важную роль социально-нормативного воспитания и всего воспитательного процесса в формировании в российском обществе и у отдельных его членов положительного правосознания, следует в то же время указать, что они самостоятельно не способны решить проблему преодоления его деформации.
Объясняется это тремя причинами.
Во-первых, тем, что методы правового воспитания направлены в основном на первоначальное формирование положительного правосознания и только затем на предупреждение его деформации.
Во-вторых, тем, что существуют определенные факторы объективного и субъективного характера, порождающие деформацию правового сознания, для устранения которых требуются иные подходы и особые методы воздействия.
И, в-третьих, тем, что для преодоления различных случаев проявления деформации правового сознания необходимы такие меры воздействия, которые нередко содержат в себе элементы принуждения.
Изложенное свидетельствует, что для преодоления деформации правового сознания требуется комплекс различных мер и методов.
В отличие от криминологии, где существует четкая концепция многоуровневого подхода к предупреждению и преодолению преступности в

[Back]