127 воспитании, предстоит постоянно заботиться о формировании такого курса, его преподавании и развитии. По нашему мнению, своеобразие правового воспитания состоит в том, что оно является как бы завершающим процесс формирования правосознания, но не в смысле окончания воспитательного процесса, который для каждого субъекта может окончиться только с прекращением его существования. Речь идет о том, что правосознание как бы накладывается на определенные, уже сформированные, потребности, наклонности, привычки, интересы, «впитывает» их и формирует собственные, правовые ценности. В свою очередь, в правосознание проникают новые идеи. Иначе говоря, воздействие правового воспитания на правосознание личности обуславливается особенностями всей сложившейся у нее ценностно-нормативной системы. Таким образом, для того, чтобы ожидаемый и действительный результаты социально-нормативного воспитания совпадали, требуется многое. Прежде всего, следует признать, что социально-нормативное воспитание является всеобъемлющим, длящимся общественным процессом, который не может протекать без противоречий. В этом процессе должны участвовать все фаждане от начала до конца своей жизни, как в качестве воспитателей, так и в качестве воспитываемых, в зависимости от выполняемых социальных ролей. Поэтому социально-нормативное воспитание становится своеобразным; сосредоточием всех видов воспитания. Оно позволяет достичь наиболее оптимальных результатов в формировании положительного правового сознания. |
профессиональной подготовки в области воспитания. У них нет ни знаний, ни тем более практических навыков для выполнения этой исключительно важной функции. Введение в нашей стране правового всеобуча, как нам представляется, позволит преодолеть упомянутую автономность. Не только будущим юристам и педагогам, но и всем специалистам целесообразно преподавать (хотя и в разном объеме) соответствующую дисциплину, которая «впитывает» необходимые знания всех наук о поведении человека. 167 Диалектический подход к социально-нормативному воспитанию как к всепроникающему процессу помогает понять, насколько важно стремиться каждому человеку к овладению хотя бы его основами. В свою очередь, преподавателям права, юристам всех специальностей, педагогам, психологам и всем, кто по долгу службы или по призыву души задумывается серьезно о воспитании, предстоит постоянно заботиться о формировании такого курса, его преподавании и развитии. По нашему мнению, своеобразие правового воспитания состоит в том, что оно является как бы завершающим процесс формирования правосознания, но не в смысле окончания воспитательного процесса, который для каждого субъекта может окончиться только с прекращением его существования. Речь идет о том, что правосознание как бы накладывается на определенные, уже сформированные, потребности, наклонности, привычки, интересы, «впитывает» их и формирует собственные, правовые ценности. В свою очередь, в правосознание проникают новые идеи. Иначе говоря, воздействие правового воспитания на правосознание личности обуславливается особенностями всей сложившейся у нее ценностнонормативной системы. Таким образом, для того, чтобы ожидаемый и действительный результаты социально-нормативного воспитания совпадали, требуется многое. Прежде всего следует признать, что социально-нормативное воспитание является всеобъемлющим, длящимся общественным процессом, который не может протекать без противоречий. В этом процессе должны участвовать все граждане от начала до конца своей жизни, как в качестве воспитателей, так и в качестве воспитываемых, в зависимости от выполняемых социальных ролей. Поэтому социально-нормативное воспитание становится своеобразным сосредоточием всех видов воспитания. Оно позволяет достичь наиболее оптимальных результатов в формировании положительного правового сознания и в предупреждении его деформации. 168 2.2.2 Общие и частные способы преодоления деформации правового сознания граждан. Преодоление деформации правового сознания это сложный и многоаспектный процесс. Он складывается из двух стадий: предупреждение и предотвращение этого негативного явления. Предупреждение состоит из мер, направленных на выявление и устранение причин и условий деформации правового сознания, а предотвращение из мер, которые применяются для недопущения фактов искажения правового сознания и их преодоления. Поэтому, отмечая важную роль социально-нормативного воспитания и всего воспитательного процесса в формировании в российском обществе и у отдельных его членов положительного правосознания, следует в то же время указать, что они самостоятельно не способны решить проблему преодоления его деформации. Объясняется это тремя причинами. Во-первых, тем, что методы правового воспитания направлены в основном на первоначальное формирование положительного правосознания и только затем на предупреждение его деформации. Во-вторых, тем, что существуют определенные факторы объективного и субъективного характера, порождающие деформацию правового сознания, для устранения которых требуются иные подходы и особые методы воздействия. И, в-третьих, тем, что для преодоления различных случаев проявления деформации правового сознания необходимы такие меры воздействия, которые нередко содержат в себе элементы принуждения. Изложенное свидетельствует, что для преодоления деформации правового сознания требуется комплекс различных мер и методов. В отличие от криминологии, где существует четкая концепция многоуровневого подхода к предупреждению и преодолению преступности в |