ГЛАВА III ТРАНСФОРМАЦИЯ СТРУКТУРЫ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ 3.1. Свойства правовых понятий С философской точки зрения, принципиально важно рассмотреть правовую реальность как сложную конструкцию, отраженную в правовых понятиях. Поскольку всякое понятие является границей наших знаний о явлениях, предметах, отношениях, постольку ясно, что вся совокупность правовых понятий способна выразить право лишь в его особенности, т.е. в отличности от других форм общественного сознания и жизни, хотя и в органической связи с ними. Все правовые понятия можно рассматривать как конкретизации и рационализации идеи права. Каждое из них отражает какую-то акциденцию права, принципиально, не будучи способным, выразить мысль о сущности права в целом, каким бы широким по содержанию ни было то или иное понятие. Точно так же, сущность права не выражается и с помощью определенных сочетаний некоторых понятий. Только во всем своем многообразии и единстве они способны отразить и выразить эту сущность. Любое действие, событие и любая связь, усмотренная в единстве с другими действиями (т.е. в практике), собы тиями (т.е. в протекании жизни), связями (т.е. в системе). Имеет существенно больший смысл, чем тот, который заключен в них без учета их взаимообусловленности. Переходя к решению поставленной задачи, необходимо сделать два уточнения. Во-первых, рассматриваемые далее понятия имеют множество контекстов, не различение которых, столь обычное в научной литературе, чаще всего, ведет к неадекватному пониманию сути рассматриваемых феноменов, В каждом из узловых понятий правосознания можно различить две группы свойств. Одна из них объединяет универсальные характеристики, что создает возможность посредством одних и тех же понятий выразить реальность в самых различных се формах. |
Р А З Д Е Л Ч Е Т В Е Р Т Ы Й 32 I ИДЕЙНЫЙ СТРОЙ ПРАВОСОЗНАНИЯ ГЛАВА J ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ §1. Свойства правовых понятий Поскольку нас должна интересовать не только концептуальная основа н логика правосознания, набрасываемая, подобно сети, на реальность, но и то, >гго же отражав 1Сн н социальной реальности правосознанием, постольку раскрытие содержания указанных ранее смыслообразующих идей ведет к выработке некоторой совокупности правовых понятий, с которыми эти идеи ассоциируются в первую очередь. Далее вопрос о сущности правосознания будет развертываться именно на понятийном уровне Понятия являются каналами "проникновения" реальности в рациональное мышление и рационального мышления в реальность С философской точки зрения, принципиально важно рассмотреть правовую реальность как сложную конструкцию, отраженную в правовых понятиях1. Поскольку всякое понятие является границей наших знаний о явлениях, предметах. отношениях, постольку ясно, что вся совокупность правовых понятий способна выразить право лишь в его особенности, те. в отличиости от других форм общественного сознания и жизни, хотя и в органической связи с ними. 1См о такой постановке вопроса Васильев А.М. Правовые категории Методологические аспекты разработки системы категорий теории права М . 1976, Гегель Г.В.Ф. Философия права. М , 1990.,Дюжина II.В.. Пономаренко ЕВ. Правовое освоение действительности в системе юридических категорий Тюмень. 1996, Емельянов С.А Право определение понятия. М.. 1992; Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993; Кант И. Критика Способности суждения Соч , т 5 М., 1966. Кори/утю А.М., Маытатов В.В. Диалектика социального по знания М., 1988, Мальцев Г.В. Понимание права Подходы и проблемы М,, 1999, Мамардашнили М.К. Эстетика мышления. М., 2000; Матучов Н.И. О праве в объективном и субъективной смысле: гносеологический аспект /7 Правоведение 1999 №4; Нерсесянц B.C.. Юриспруденция Введение в курс обшей теории права и государства М , 1998; Соколова А.А. Субъективные факюры и их оценка в процессе правообразования И Право и демократия Выпуск 4 Минск, 1991 Выяснение сущности правосознания всегда связано с определением адекватного ему языка. Что может быт ь основанием для нахождения этого языка0 В предметной области эти основания найти вряд ли удастся по той причине, что социальная реальность представляет собой органическое единство, неразрывность всех се моментов Выход за пределы правосознания позволит лишь наблюдать право и интерпретировать его в неадекватном ему языке фактов, событий, явлений, объективных процессов, закономерностей и т.д. Ясно, что нам надо освоиться с мыслью о данности языка правосознания. Эту данность в челом сообщает правосознанию идея права, как исходная интеллектуальночувственная интуиция и духовная установка правового существа И она должна выступить не результатом "извлечения" из реальности с помощью познания и обобщения ее, а предельным основанием для прояснения, оформления, понимания, рационализации исходной интуиции орава. Все правовые понятия можно рассматривать как конкретизации и рационализации идеи права. Каждое из них отражает какую-то акциденцию права, принципиально не будучи способным выразить мысль о сущности права в целом, каким бы широким по содержанию пи было то или иное понятие. Точно так же, сущность права не выражается и с помощью определенных сочетаний некоторых понятий Только во всем своем многообразии и единстве они способны отразить и выразить эту сущность. Любое действие, событие, любая связь, усмотренная в единстве с другими действиями (т.е в практике), событиями (т.е. и протекании жизни), связями (т.е. в системе), имеет существенно больший смысл, чем тот, который заключен в них без учета их взаимообусловленности. Разумеется, в рамках одного исследования невозможно отразить весь понятийный строй правосознания, все его разнообразное содержание. Однако есть другое средство представить содержание правосознания в его цельности, чем описание всего объема правовых понятий. Это средство —обращение к основным правовым понятиям, т.е. к таким понятиям, которые непосредственно свидетельствуют о сущности правосознания, я стало быть, выражают правосозна322 ние в его особенности. Следует заметить, что основные понятия правосознания отнюдь не обязательно представлять как наиболее общие понятия, поскольку они, как мы и убедимся позже, отличаются вовсе не абстрактностью, общностью, а многообразием смысловых контекстов Изучая их, можно в определенной степени воспроизвести и основной понятийный массив правосознания, поскольку понятия, как известно, находятся в формально-логической связанности. К основным правовым понятиям обычно относят свободу, равенство, справедливость, закон. Следуя общепринятой установке и философскоправового, и юридического анализа, обратимся к раскрытию действительного смысла и роли именно этих понятий в выражении сущности права. В рамках изучения содержания данных понятий нам еще предстоит решить, как вполне самостоятельный, вопрос о том, является ли каждое из них собственно правовым понятием, т.е. таким понятием, которое на самом деле способно выразить специфическое содержание мысли о сущности права. Конечно, мы не собираемся отрицать тот факт, что данные понятия являются, по крайней мере, в рамках западноевропейской и российской правовых культур, устоявшимися рациональными формами самоидентификации общественного сознания. Но прояснить эту проблему мы должны обязательно. Переходя к решению поставленной задачи, необходимо сделать два уточнения. Во-первых, рассматриваемые далее понятия имеют множество контекстов, неразличение которых, столь обычное в научной литературе, чаше всего, ведет к неадекватному пониманию сути рассматриваемых феноменов. В каждом из узловых понятий правосознания можно различить две i-руппы свойств. Одна из них объединяет универсальные характеристики, что создает возможность посредством одних и тех же понятий выразить реальность в самых различных ее формах. Понятия свободы, справедливости, равенства и закона в полной мере могут быть отнесены к универсальным средствам выражения определенных сторон действительности В связи с этим, конечно же, проблема адекватности рассматриваемых смысловых единиц значительно усложняется Но выходить из затруднения позволяет по возможности полное описание 323 |