Проверяемый текст
Малахов Валерий Петрович. Природа, содержание и логика правосознания (Диссертация 2001)
[стр. 131]

131 Только напряженность социального действия, имеющая конкретную, выработанную в деятельности людей и принятую в обществе меру, может быть связана, с реализацией права.
Действительная правовая свобода должна быть понята как возможность реализовать право (или конкретные права) с признанной обществом мерой напряженности сил и воли.

Свобода должна быть понята не как исток и не как основа права, а как одно из условий его развертывания.
Сущность права состоит, конечно, не в самом факте свободы, а в том, ради чего эта свобода реализуется.
Она становится действительной, когда цели оказываются достижимыми.
Для правового существа такими целями являются само право, социальная
мора и общественный порядок.
Конечно, в силу предельной общности данных целей невозможно связать понятия о них со сколько-нибудь отчетливыми
фаницами социальной деятельности людей.
Тем нс менее, для правового существа это нс является: серьезной проблемой: в каждом отдельном случае правосознание безошибочно улавливает действительность и права в целом, и правовой меры, и правопорядка, уверенно судит об их качестве.
Свобода, таким образом, есть область действительного права1.
Однако мы должны учитывать, что действительное право
лишь одна из его форм, поэтому свобода и не может быть характеристикой права в совокупности, в сущности.
Непременным условием правовой свободы является признание самоценности каждой личности, взятой в ее отдельности.
Требование свободы оказывается ничем иным, как стремлением повысить веру в самого себя, в свою значимость и ценность, хотя бы и в малой степени присущую реальному правовому существу.

1 См.: Алексеев Н.Н.
Основы философии права СГ16., 1999; Алексеев С С.
Философия права.
М, 1997, Венгеров А.
Б.
Теория государства и права.
Часть 2.
Теория права.
Т 1-2.
М, 1996, Керимов Д А Методология права.
М, 2000; Мальцев Г
В Понимание права, Подходы и проблемы.
М., 1999; Маркс К.
Дебаты шестого рейнского ландтага (статья первая).
Дебаты о
свободе печати и об опубликовании протоколов сословного собрания // Маркс К., Энгельс Ф.
Соч., т.1;
НерсесящВС.
Философия права.
М., 1997; Право.
Свобода.
Демократия // Вопросы философии, 1990.

ЛЬб
[стр. 327]

конкретного действия имеет свою меру.
Эта мера и является, видимо, одним из показателей свободы действующего правового существа.
С правовой точки зрения, смысл имеет не отсутствие какого бы то ни было сопротивления или возможность самостоятельного, ничем не ограниченного выбора.
Как мы уже отмечали, то, что достигается без должных усилий (связанных, например, с сознанием собственного достоинства и чести), а тем более без всякого труда, чаше всего, не обладает тем социальным значением, которое кристаллизуется в мысли о конкретном праве.
Но то, что достигается с чрезмерным усилием (занижающим общественную значимость личности), также не может восприниматься как обретение права.
Только напряженность социального действия, имеющая конкретную, выработанную в
массовидной деятельности людей и принятую в обществе меру, может быть связана, как мы объясняли, с реализацией права Действительная правовая свобода должна быть понята как возможность реализовать право (или конкретные права) с признанной обществом мерой напряженности сил и воли.
Далее Свобода должна быть понята не как исток и не как основа права, а как одно из условий его развертывания.
Сущность права состоит, конечно, не в самом факте свободы, а в том, ради чего эта свобода реализуется.
Она становится действительной, когда цели оказываются достижимыми Для правового существа такими целями являются само право, социальная
мера и общественный порядок.
Конечно, в силу предельной общности данных целей невозможно связать понятия о них со сколько-нибудь отчетливыми
границами социальной деятельности людей Тем не менее, для правового существа это не является серьезной проблемой: в каждом отдельном случае правосознание безошибочно улавливает действительность и права в целом, и правовой меры, и правопорядка, уверенно судит об их качестве Свобода, таким образом, есть область действительного права1 Однако мы должны учитывать, что действительное право 1См Алексеев И.И.
Основы философии права СПб, 1999, Алексеев С С.
Философия права М., 1997, Ненге/юв А Н.
Теория государства и права Часть 2 Теория права Т 1-2 М., 1996, Керимов Д.А Методология права М , 2000, Мальцев Г.И.

Понимание права Подходы и проблемы М., 1999, Маркс К.
Дебаты шестого рейнского ландтага (статья первая) Дебаты о
327

[стр.,328]

лишь одна из его форм, поэтому свобода и не может быть характеристикой права в целокупности, в сущности Далее.
Непременным условием правовой свободы является признание самоценности каждой личности, взятой в ее отдельности.
Требование свободы оказывается ничем иным, как стремлением повысить веру в самого себя, в свою значимость и ценность, хотя бы и в малой степени присущую реальному правовому существу
Как известно, признание ценности личности (как ее права и свободы) связано с вполне конкретными эпохами развития обществ и сменяет (или дополняет) в общественном сознании идею подчиненности личности интересам целого, преодолевает мысль о готовности растворяться в общем деле.
Но если право в состоянии функционировать как в условиях свободы личности, так при ее отсутствии а история является свидетельством такой возможности то, значит, и в этом смысле свобода не может считаться исходной и имманентной характеристикой права и не позволяет высветить глубинную сущность права.
Г В.Ф Гегель утверждал и это утверждение стало аксиомой западноевропейской философско-правовой и юридической мысли, что право является действительностью свободы, точнее оно есть реализованная свобода воли1 Однако, если мы подходим к выражению сущности права как к задаче, решение которой обусловлено возможностями самого правового существа, тогда, скорее всего, не право должно пониматься как свобода, а свобода должна стать правом.
Как это понимать'* Свобода лиш ь с одной стороны является внешним условием реализации права.
С другой стороны, она представляет собой внутреннее состояние согласованности человека с действительностью, как наличествующее "согласие на нес".
Человек внешне свободен, когда его действия оказываются непринужденными.
Однако в правовом смысле человек свободен только тогда, когда обретасвобеде печати и об опубликовании протоколов сословного собрания // Маркс К , Энгельс Ф Соч , т.
1,
Нерсесянц И.(' Философия права М., 1997, Право Свобода Демократия/ / Вопросы философии 1990 №6 1См.: Гегель Г.Н.Ф Философия права М .
1990.
328

[Back]