132 Как известно, признание ценности личности (как ее права и свободы) связано с вполне конкретными эпохами развития' обществ и сменяет (или дополняет) в общественном сознании идею подчиненности личности интересам целого, преодолевает мысль о готовности растворяться в общем деле. Но если право в состоянии функционировать как в условиях свободы личности, так при ее отсутствии а история является свидетельством такой возможности то, значит, и в этом смысле свобода нс может считаться исходной и имманентной характеристикой права и не позволяет высветить глубинную сущность права. Г.В.Ф. Гегель утверждал и эго утверждение стало аксиомой западноевропейской философско-правовой мысли, что право является действительностью свободы, точнее — оно есть реализованная свобода воли1. Свобода лишь с одной стороны является внешним условием реализации, права. С другой стороны, она представляет собой внутреннее состояние согласованности. человека с действительностью, как наличествующее «согласие на нее». Человек внешне свободен, когда его действия оказываются непринужденными. Однако в правовом смысле человек свободен только тогда, когда обретает место в определенной социальной структуре1. Его внутренней правовой свободой, свободой правового существа, является устремленность на определенные социально-духовные ценности, а также настоятельность и неустранимость прилагаемых к их реализации усилий. Но ведь в этом и заключается всякое конкретное право человека. Стало быть, факт свободы должен пониматься не как условие претворения прав в действительность, а как неустранимая, не уничтожаемая в деятельном усилии, проявленная человеком устремленность на общественные и индивидуальные ценности1. 1 См.: Гегель Г.П Ф. Философия права. М, 1990. |
лишь одна из его форм, поэтому свобода и не может быть характеристикой права в целокупности, в сущности Далее. Непременным условием правовой свободы является признание самоценности каждой личности, взятой в ее отдельности. Требование свободы оказывается ничем иным, как стремлением повысить веру в самого себя, в свою значимость и ценность, хотя бы и в малой степени присущую реальному правовому существу Как известно, признание ценности личности (как ее права и свободы) связано с вполне конкретными эпохами развития обществ и сменяет (или дополняет) в общественном сознании идею подчиненности личности интересам целого, преодолевает мысль о готовности растворяться в общем деле. Но если право в состоянии функционировать как в условиях свободы личности, так при ее отсутствии а история является свидетельством такой возможности то, значит, и в этом смысле свобода не может считаться исходной и имманентной характеристикой права и не позволяет высветить глубинную сущность права. Г В.Ф Гегель утверждал и это утверждение стало аксиомой западноевропейской философско-правовой и юридической мысли, что право является действительностью свободы, точнее оно есть реализованная свобода воли1 Однако, если мы подходим к выражению сущности права как к задаче, решение которой обусловлено возможностями самого правового существа, тогда, скорее всего, не право должно пониматься как свобода, а свобода должна стать правом. Как это понимать'* Свобода лиш ь с одной стороны является внешним условием реализации права. С другой стороны, она представляет собой внутреннее состояние согласованности человека с действительностью, как наличествующее "согласие на нес". Человек внешне свободен, когда его действия оказываются непринужденными. Однако в правовом смысле человек свободен только тогда, когда обретасвобеде печати и об опубликовании протоколов сословного собрания // Маркс К , Энгельс Ф Соч , т. 1, Нерсесянц И.(' Философия права М., 1997, Право Свобода Демократия/ / Вопросы философии 1990 №6 1См.: Гегель Г.Н.Ф Философия права М . 1990. 328 ет место в определенной социальной структуре1 Его внутренней правовой свободой, свободой правовою существа, является устремленность на определенные социально-духовные ценности, а также настоятельность и неустранимое™ прилагаемых к их реализации усилий. Но ведь в этом и заключается всякое конкретное право человека Стало быть, факт свободы должен пониматься не как условие претворения прав в действительность, а как неустранимая, не уничтожаемая в деятельном усилии, проявленная человеком устремленное™ на общественные и индивидуальные ценности2. Правом является не только возможное, но именно имманентное правовому существу обладание этими ценностями, деятельными и волевыми способностями. Лишь в таком случае правовое cvmecTBO, обретая действительную автономию (неподопечность, социальную вменяемое™, полноту ответственности и т.д.), предстает как свободное существо. Способность человека остава™ся правовым существом, ж ш ъ в праве и есть его свобода Такая свобода свидетельствует о самодостаточности права. Если исходить из обусловленности и социальной вторичности права т с только из его эмпирического толкования, то феномен свободы, как внутренне присущее праву свойство, понят быть не может. Если право есть лишь то, что предназначено для выполнения каких-то общественных задач, возникая лишь при определенных условиях (и, следовательно, при определенных условиях исчезая), тогда всякое осмысленное действие становится или необходимостью. 329 1 См об этом, в частности: Варламова И В. Правоотношения: философский и юридический подходы // Правоведение. 1991. №4, Граждансксе общество и правовое государство; предпосылки формирования М., 1991; Левин Г.Д. Свобода волн. Современный взгляд/ / Вопросы философии 2000 .V«£; Маркс К. К критике гегелевской философии права // Маркс К , Энгельс Ф Соч., т I, Поюнямж Э.А Философия государства и права М., 1996, Хабермас Ю Демократия. Разум Нравственность М.. 1995 : См об этом: Будь лицом ценности гражданского обществ; т .1 Томск. 1993. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности М., 1990; Мамут Л.С. Государство в ценностном измерении М . 1998; Политико-правовые ценности: история и современность М., 2000; Проблема ценности к философии VI -Л., 1966; Розов Н.С. Ценности в проблемном мире философские основания и социальные положения конструктивной аксиологии Новосибирск. 1998, Философия и ценностные формы сознания М , 1978; Xetjufte О. Политика Право Справедливость. Основоположения критической философии грана и государства VI , 1994 |