Проверяемый текст
Малахов Валерий Петрович. Природа, содержание и логика правосознания (Диссертация 2001)
[стр. 133]

133 Правом является не только возможное, но именно имманентное правовом)' существу обладание этими ценностями, деятельными и волевыми способностями.
Лишь в таком случае правовое
существо, обретая действительную автономию (социальную вменяемость, полноту ответственности и т.д.), предстает как свободное существо.
Способность человека
оставаться правовым существом, жить в праве и есть его свобода.
Такая свобода свидетельствует о самодостаточности права.
Если исходить из обусловленности и социальной вторичности права т.е.

только из его эмпирического толкования, то феномен свободы, как внутренне присущее праву свойство, понят быть не может.
Если право есть лишь то, что предназначено для выполнения каких-то общественных задач, возникая лишь при определенных условиях (и, следовательно, при определенных условиях исчезая), тогда всякое осмысленное действие становится или необходимостью,
или произволом, прихотыо, своеволием.
Свобода воли не может быть действительной вне самодостаточности права как бытия правового существа.
Свобода, конечно, является формой выражения и осуществления необходимости.
Но в то же время она и сверхнеобходима, т.е.
исходит от
самою правового существа, подчинена в полной мере лишь одному: воспроизводству права как такового и ради него самого.
И все остальное: социальные действия и отношения, идеи и мотивы, ценности и оценки может быть понято только при данном условии.
Право как таковое, — не абстрактное, а действительное Право само обусловливающее все многообразие социальной жизни, и есть область свободы.

1 1 См.
об этом: Будь лицом: ценности гражданского
общества.
Т.1.
Томск, 1993; Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности М, 1990; Мамут Л.С.
Государство в ценностном измерении.
М, 1998, Политикоправовые ценности: история и современность.
М, 2000; Проблема ценности
в философии.
М.-Л., 1966; Розов И.С.
Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные положения конструктивной аксиологии, Новосибирск, 1998; Философия и ценностные формы сознания, М., 1978.
[стр. 329]

ет место в определенной социальной структуре1 Его внутренней правовой свободой, свободой правовою существа, является устремленность на определенные социально-духовные ценности, а также настоятельность и неустранимое™ прилагаемых к их реализации усилий.
Но ведь в этом и заключается всякое конкретное право человека Стало быть, факт свободы должен пониматься не как условие претворения прав в действительность, а как неустранимая, не уничтожаемая в деятельном усилии, проявленная человеком устремленное™ на общественные и индивидуальные ценности2.
Правом является не только возможное, но именно имманентное правовому существу обладание этими ценностями, деятельными и волевыми способностями.
Лишь в таком случае правовое
cvmecTBO, обретая действительную автономию (неподопечность, социальную вменяемое™, полноту ответственности и т.д.), предстает как свободное существо.
Способность человека
остава™ся правовым существом, ж ш ъ в праве и есть его свобода Такая свобода свидетельствует о самодостаточности права.
Если исходить из обусловленности и социальной вторичности права т
с только из его эмпирического толкования, то феномен свободы, как внутренне присущее праву свойство, понят быть не может.
Если право есть лишь то, что предназначено для выполнения каких-то общественных задач, возникая лишь при определенных условиях (и, следовательно, при определенных условиях исчезая), тогда всякое осмысленное действие становится или необходимостью.

329 1 См об этом, в частности: Варламова И В.
Правоотношения: философский и юридический подходы // Правоведение.
1991.
№4, Граждансксе общество и правовое государство; предпосылки формирования М., 1991; Левин Г.Д.
Свобода волн.
Современный взгляд/ / Вопросы философии 2000 .V«£; Маркс К.
К критике гегелевской философии права // Маркс К , Энгельс Ф Соч., т I, Поюнямж Э.А Философия государства и права М., 1996, Хабермас Ю Демократия.
Разум Нравственность М..
1995 : См об этом: Будь лицом ценности гражданского
обществ; т .1 Томск.
1993.
Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности М., 1990; Мамут Л.С.
Государство в ценностном измерении М .
1998; Политико-правовые ценности: история и современность М., 2000; Проблема ценности
к философии VI -Л., 1966; Розов Н.С.
Ценности в проблемном мире философские основания и социальные положения конструктивной аксиологии Новосибирск.
1998, Философия и ценностные формы сознания М , 1978;
Xetjufte О.
Политика Право Справедливость.
Основоположения критической философии грана и государства VI , 1994

[стр.,330]

или произволом, прихотью, своеволием.
Свобода воли не может быгь действительной вне самодостаточности права как бытия правового существа.
Свобода, конечно, является формой выражения и осуществления необходимости.
Но в то же время она и сверхнеобходима, т е.
исходит от
самого правового существа, подчинена в полной мере лишь одному: воспроизводству права как -такового и ради него самого.
И все остальное: социальные действия и отношения, идеи и мотивы, ценности и оценки может быть понято только при данном условии Право как таковое, не абстрактное, а действительное право само обусловливающее все многообразие социальной жизни, и есть область свободы,
Только в этом смысле она и должна рассматриваться, если мы не хотим подменять существо философско-правового анализа конкретно-научным пониманием вопроса.
Походя из сказанного, следует признать, что не свобода, ее наличие и степень, является действительной мерой права, а право должно быть признано действительной мерой свободы.
Однако нельзя трактовать это утверждение как указание на зависимость изменения меры права от меры свободы: больше свободы больше права, меньше свободы меньше права (а такие трактовки весьма обычны).
На самом деле, право связано лишь с определенной в данном обществе мерой свободы как с некоторым "порогом" ес чувствования в реальности.
Понятие о праве отражает стабильность качественно определенного уровня свободы.
Если обьем свободы увеличивается или уменьшается, тогда право, как действительность общественных отношений и структур, исчезает.
Исчезает, конечно, лишь в том смысле, что теряется старая мера, а новая мера еще не проступает Реальным же становится то, что до сих пор было лишь моментом права: сила, власть, узурпация, прихоть, своеволие и т.п., и этот отдельный и гипертрофированный момент права оказывается тождественным нраву в целом Разумеется, такое состояние права может быть только временным Обретение новой меры, которая восстановит полноту права, неизбежно.
33 0

[Back]