Проверяемый текст
Малахов Валерий Петрович. Природа, содержание и логика правосознания (Диссертация 2001)
[стр. 134]

134 Только в этом смысле она и должна рассматриваться, если мы не хотим подменять существо философско-правового анализа конкретно-научным пониманием вопроса.
Исходя из сказанного, следует признать, что не свобода, ее наличие и степень, является действительной мерой нрава, а право, должно быть признало действительной мерой свободы.
Однако нельзя трактовать это утверждение как указание на зависимость изменения меры права от меры свободы: больше свободы больше права, меньше свободы меньше права (а такие трактовки весьма обычны).
На самом деле, право связано лишь с определенной в данном обществе мерой свободы как с некоторым «порогом»
ее чувствования в реальности.
Понятие о праве отражает стабильность качественно определенного уровня свободы.
Если
объем свободы увеличивается или уменьшается, тогда право, как действительность общественных отношений и структур, исчезает.
Исчезает, конечно, лишь в том смысле, что теряется старая мера, а новая мера еще не проступает.
Реальным же становится то, что до сих пор было лишь моментом права: сила, власть, узурпация, прихоть, своеволие и т.п., и этот отдельный и гипертрофированный момент права оказывается тождественным
праву в целом.
Разумеется, такое состояние права может быть только временным.
Обретение новой меры, которая восстановит полноту права, неизбежно.

Сказанное имеет непосредственное отношение к пониманию природы права.
Так, непосредственным следствием действительной (или провозглашенной) свободы
является ответственность.
Последняя настолько же мера, насколько и правовая свобода.
Разговоры о «повышении» или «снижении» ответственности наверняка идут от непонимания природы права и правосознания,
В правовом смысле, или к ответственности можно привлечь, или от нее можно освободить.
Иначе подобные процедуры не отвечают сути права как социальной меры отношений между людьми.
Поиск меры ответственности сложный
[стр. 330]

или произволом, прихотью, своеволием.
Свобода воли не может быгь действительной вне самодостаточности права как бытия правового существа.
Свобода, конечно, является формой выражения и осуществления необходимости.
Но в то же время она и сверхнеобходима, т е.
исходит от самого правового существа, подчинена в полной мере лишь одному: воспроизводству права как -такового и ради него самого.
И все остальное: социальные действия и отношения, идеи и мотивы, ценности и оценки может быть понято только при данном условии Право как таковое, не абстрактное, а действительное право само обусловливающее все многообразие социальной жизни, и есть область свободы, Только в этом смысле она и должна рассматриваться, если мы не хотим подменять существо философско-правового анализа конкретно-научным пониманием вопроса.
Походя из сказанного, следует признать, что не свобода, ее наличие и степень, является действительной мерой права, а право должно быть признано действительной мерой свободы.
Однако нельзя трактовать это утверждение как указание на зависимость изменения меры права от меры свободы: больше свободы больше права, меньше свободы меньше права (а такие трактовки весьма обычны).
На самом деле, право связано лишь с определенной в данном обществе мерой свободы как с некоторым "порогом"
ес чувствования в реальности.
Понятие о праве отражает стабильность качественно определенного уровня свободы.
Если
обьем свободы увеличивается или уменьшается, тогда право, как действительность общественных отношений и структур, исчезает.
Исчезает, конечно, лишь в том смысле, что теряется старая мера, а новая мера еще не проступает Реальным же становится то, что до сих пор было лишь моментом права: сила, власть, узурпация, прихоть, своеволие и т.п., и этот отдельный и гипертрофированный момент права оказывается тождественным
нраву в целом Разумеется, такое состояние права может быть только временным Обретение новой меры, которая восстановит полноту права, неизбежно.
33 0

[стр.,331]

Сказанное имеет непосредственное отношение к пониманию природы права Так, непосредственным следствием действительной (или провозглашенной) свободы являегоя ответственность.
Последняя настолько же мера, насколько и правовая свобода.
Разговоры о "повышении" или "снижении" ответственности наверняка идут от непонимания природы права и правосознания
Н правовом смысле, или к ответегнеппости можно привлечь, или от нее можно освободить.
Иначе подобные процедуры не отвечают сути права как социальной меры отношений между людьми.
Поиск меры ответственности сложный
процесс формирования правовых оценок относительно социально значимых действий и отношений.
Еше раз: не сам факт свободы, а ее мера имеет правовой смысл.
Конечно, сама эта мера с течением времени и в зависимости от интенсивности тех или иных социальных процессов меняется Но если мы подходим к изучению права как к социальной структуре, а не как к характеристике социальной динамики, тогда следует исходить из постоянства и задан ноети этой меры в общественной Ж И З Н И .
Далее.
Всякое социальное действие связано с ситуацией выбора.
Выбор может носить чисго технический характер, т е .
представлять собой оценку вариантов предполагаемого действия, а можег быть и жизненно существенным, смыслообразующим, перспективным (экзистенциальным, как говорят философы).
Условия, обстоятельства, возможности, в рамках которых осуществляется выбор, связывают субъекта с конкретной ситуацией, и в этом смысле они столь же открыты для своеволия, сколько и ограничивают, отрицают его.
В той мере, в какой свобода способна становиться актом сам ©принуждения (или вынужденности) правового существа к выбору действия и к самому действию, т.е.
оказываться формой обязанности, в той же мере она выступает и как право1.
Свобода обнаруживается в ситуациях выбора, если при этом чело' См пс данному вопросу, например Алексеев С.С.
Самое святое, что есть у Бога на земле Иммануил Кант и проблемы права в современную эпоху М., 1998; Ильин И.А Путь к очевидности М., 1998,Капустин />./'.
Современность как принуждение и как свобода И Вопросы философии 1998 №4; Ленин !'.![.
Свобода воли Современный взгляд//Вопросы фи331

[Back]