Проверяемый текст
Малахов Валерий Петрович. Природа, содержание и логика правосознания (Диссертация 2001)
[стр. 135]

135 процесс формирования правовых оценок относительно социально значимых действий и отношений.
Еще раз: не сам факт свободы, а се мера имеет правовой смысл.
Конечно, сама эта мера с течением времени и в зависимости от интенсивности тех или иных социальных процессов меняется.
Но если мы подходим к изучению права как к социальной структуре, а не как к характеристике социальной динамики, тогда следует исходить из постоянства и заданное
этой меры в общественной жизни.
В содержании понятия свободы акцентировано внутреннее, волевое начало социальной деятельности человека.
Прежде всего, эта свобода связана с реальной возможностью преодоления препятствий,
убирая сопротивления чужой воли; она обусловлена настоянием на своих притязаниях и должной степенью власти над обстоятельствами.
Но, кроме того, она осуществляется ценой самоограничения, ценой отказа от определенных преимуществ ради более полного достижения целей.
Поскольку несвобода предстает как ограничение свободной воли, она может быть понята как крайность, в которую переходит нарушающая меру свобода.
Т.е., конечно, имеется в виду нарушающий меру свободный субъект.
С одной стороны, такого рода свобода порождает рабство.
Причем, следует заметить, что факт рабства отнюдь не говорит только о полном отсутствии свободы и о признании абсолютной зависимости
раба на волю другого.
Рабство являет собой и некоторый род свободы, а именно
сс практический минимум.
Для русской общественно-политической мысли
(по крайней мерс, до XIX в.) такое понимание рабства имело большое значение.
Достаточно вспомнить рассуждения Ю.
Крижанича, мыслителя второй половины XVII в., о политическом рабстве
(в отличие от социального рабства) как беспрекословном, но и добровольном, целеустремленном повиновении носителям общего дела, т.е.
царю и народу.
По словам В.И.
Ленина, из раба вырастает и лакей, для которого рабство в удовольствие, и революционер, для которого рабское состояние несовместимо с человеческим существованием1.

См.: Лепин В И.
Памяти :рафа Гейдена.
Поли.
собр.
сом., т.
16.
[стр. 331]

Сказанное имеет непосредственное отношение к пониманию природы права Так, непосредственным следствием действительной (или провозглашенной) свободы являегоя ответственность.
Последняя настолько же мера, насколько и правовая свобода.
Разговоры о "повышении" или "снижении" ответственности наверняка идут от непонимания природы права и правосознания Н правовом смысле, или к ответегнеппости можно привлечь, или от нее можно освободить.
Иначе подобные процедуры не отвечают сути права как социальной меры отношений между людьми.
Поиск меры ответственности сложный процесс формирования правовых оценок относительно социально значимых действий и отношений.
Еше раз: не сам факт свободы, а ее мера имеет правовой смысл.
Конечно, сама эта мера с течением времени и в зависимости от интенсивности тех или иных социальных процессов меняется Но если мы подходим к изучению права как к социальной структуре, а не как к характеристике социальной динамики, тогда следует исходить из постоянства и задан
ноети этой меры в общественной Ж И З Н И .
Далее.
Всякое социальное действие связано с ситуацией выбора.
Выбор может носить чисго технический характер, т е .
представлять собой оценку вариантов предполагаемого действия, а можег быть и жизненно существенным, смыслообразующим, перспективным (экзистенциальным, как говорят философы).
Условия, обстоятельства, возможности, в рамках которых осуществляется выбор, связывают субъекта с конкретной ситуацией, и в этом смысле они столь же открыты для своеволия, сколько и ограничивают, отрицают его.
В той мере, в какой свобода способна становиться актом сам ©принуждения (или вынужденности) правового существа к выбору действия и к самому действию, т.е.
оказываться формой обязанности, в той же мере она выступает и как право1.
Свобода обнаруживается в ситуациях выбора, если при этом чело' См пс данному вопросу, например Алексеев С.С.
Самое святое, что есть у Бога на земле Иммануил Кант и проблемы права в современную эпоху М., 1998; Ильин И.А Путь к очевидности М., 1998,Капустин />./'.
Современность как принуждение и как свобода И Вопросы философии 1998 №4; Ленин !'.![.
Свобода воли Современный взгляд//Вопросы фи331

[стр.,332]

век вполне полагается на свои силы Волевой акт необходим, если требуется преодолевать конкретную меру Значит, всякий акт социального выбора есть одновременно и проявление свободы как "действительности сверх меры", и ограничение свободы, возвращение к мере, те "обретение" несвободы Этому моменту в научной литературе обычно не уделяется сколько-нибудь заметного внимания Между тем, диалектика свободы и несвободы принципиально важна для понимания специфичности правовой жизни и выражения социальных явлений правосознанием Из признания негативной установленности правосознания следу'ет, что в диалектической связи свободы и несвободы именно последняя играет активную, определяющую роль.
Поясним эту чрезвычайно важную для философско-правового анализа мысль.
В содержании понятия свободы акцентировано внутреннее, волевое начало социальной деятельности человека Прежде всего, эта свобода связана с реальной возможностью преодоления препятствий,
сламывания сопротивления чужой воли; она обусловлена настоянием на своих притязаниях и должной степенью власти над обстоятельствами Но, кроме того, она осуществляется ценой самоограничения, ценой отказа от определенных преимуществ ради более полного достижения целей Поскольку несвобода предстает как ограничение свободной воли, она может быть понята как крайность, в которую переходит нарушающая меру свобода Т.е., конечно, имеется в виду нарушающий меру свободный субъект.
С одной стороны, такого рода свобода порождает рабство.
Причем, следует заметить, что факт рабства отнюдь не говорит только о полном отсутствии свободы и о признании абсолютной зависимости,
отданности раба на волю другого.
Рабство являет собой и некоторый род свободы, а именно
ее практический минимум Для русской общественно-политической мысли лософин 2000 №6.
Нерсчсян)! В С Право математика свободы Опыт прошлого и перспективы М., 1996, О кусов А.П.
Введение в юридическую деонтологию Ростов-на-Дону, 1997, Плздннкоя З.А.
Философия государства и права М., 1996, Ребрнн В.А Общественное благо и общественный долг М., 1971, Франк С.Л.
Духовные основы общества М., 1993; Xaiiett Ф.А Дорога к рабству/ / Вопросы философии 1990 №№ 10-12; Энгельс Ф.
Анти-Дюринг // Маркс К , Энгельс Ф Соч , т 20 332

[стр.,333]

(по крайней мере, до XIX в.) такое понимание рабства имело большое значение Достаточно вспомнить рассуждения Ю.
Крижанича, мыслителя второй половины XVII в., о политическом р а б
о те (в отличие от социального рабства) как беспрекословном, но и добровольном, целеустремленном повиновении носителям общего дела, т с царю и народу По словам В И Ленина, из раба вырастает и лакей, для которого рабство в удовольствие, и революционер, для которого рабское состояние несовместимо с человеческим существованием1 В случае с рабством внешнее ограничение свободы доводится до возможного предела.
С другой стороны, потерявшая свою меру свобода переходит в произвол.
Внешних ограничений свободе не оказывается Если мы говорим о реальной свободе в связи с действительным правом, а не о свободе в принципе, то места идеализациям не остается: только такая реальная социальная свобода может определять содержание и пределы права, но и это принципиально важно отметить права, уже представляющего собой форму политической организации общества.
И лишь поскольку' социальная свобода есть свобода политическая, постольку она и может выступать мерой действительного права3.
В противоположность сказанному о содержании понятия свободы, содержание понятия несвободы ассоциируется с внешними, нормативными началами социальной деятельности.
С одной стороны, несвобода свидетельствует о 3 3 3 ’ См.: Ленин В.И.
Памяти графа Гейдена Поли собр соч., т.
16.
~ См.
поданному вопросу: Гксч.н'стумм К.Г Homo oeeonomicus? Образы человека в классическом либерализме // Вопросы философии.
1999 .\«4; Власть и право Из истории русской правовой мысли.
JI., 1990, Ичьин М В.
Слова и смыслы Опыт описания ключевых политических понятий.
М., 1997; Капустин Ь.Г "Свобода or государства” и "свобода через государство": о нелиберальности посткоммун истической России и ответственности либералов И Вопросы философии 1998 №7, Лазебнын Л.М.
Социально-философский анализ взаимодействия политического и правового сознания /УФилософские исследования.
1997.
№2, Маркс /<” Дебаты шестого рейнского ландтаг а (статья первая) Дебаты о свободе печати и об опубликовании протоколов сословного собрания У/ Маркс К , Энгельс Ф Соч , т 1, Он же.
Заметки □ новейшей прусской цензурной инструкции /УМаркс К., Энгельс Ф.
Соч , т.
I,Лоливаева И.Н.
Политическое сознание/ / I осуларство и право 1993 Право и политика Современные проблемы соотношения права и политики.
Сборник статей.
Воронеж.
1996; Хайек Ф.А.
Дорога к рабству И Вопросы философии.
1990.
№.>«10-12; Энгельс Ф.
Анти-Дюринг И Маркс К .
Энгельс Ф.
Соч , т 20.

[Back]