Проверяемый текст
Малахов Валерий Петрович. Природа, содержание и логика правосознания (Диссертация 2001)
[стр. 136]

136 В случае с рабством внешнее ограничение свободы доводится до возможного предела.
С другой стороны, потерявшая свою меру свобода переходит в произвол.
Внешних ограничений свободе не оказывается.
Если мы говорим о реальной свободе в связи с действительным правом, а не о свободе в принципе, то места идеализациям не остается: только такая реальная социальная свобода может определять содержание и пределы права, но и это принципиально важно отметить права, уже представляющего собой форму политической организации общества.
И лишь поскольку социальная свобода есть свобода политическая, постольку она и может выступать мерой действительного
права1.
В противоположность сказанному о содержании понятия свободы, содержание понятия несвободы ассоциируется с внешними, нормативными началами социальной деятельности.
С одной стороны, несвобода свидетельствует о
связанности правового существа условиями и обстоятельствами, существующими социальными структурами и зависимостями.
Сознание несвободы является следствием признания чужой воли, чужих притязаний и власти.
С другой стороны, она
осуществляется ценой отказа от определенных целей ради преимуществ, признанного за субъектом положения в обществе (статуса, роли и т.п.).
Социальная несвобода всегда есть несвобода
правовая.
1 См.
по данному вопросу: Гал же трем КГ.
Ното оссопописиз? Образы человека в классическом либерализме// Вопросы философии.
1999.

№4; Власть и право.
Из истории русской правовой мысли.

Л,.
1990, Ильин МД Слова и смыслы.
Опыт описания ключевых политических понятий, М., 1997; Капустин
Б.Г.
«Свобода от государства» и «свобода через государство»: о нслнбсральности посткоммунистической России и ответственности либералов // Вопросы философии.
1998.
№7; Лазебпый ЛИ.
Соииалыю-фнлософскнй анализ взаимодействия политического и правового сознания // Философские исследования.
1997.
№2, Маркс К.
Дебаты шестого рейнского ланд-пиа (статья первая).
Дебаты о свободе печати и об опубликовании протоколов сословного собрания //
Маркс К., Энгельс Ф.
Соч.,
г Л.
Он же.
Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции // Маркс К., Энгельс Ф.
Соч., т.

1; Поливает //.//.
Политическое сознание // Государство и право 1993.
№5.
Право и политика.
Современные проблемы соотношения права и политики.
Сборник статей.
Воронеж,99;у\айск
Ф.А.
Дорога к рабству // Вопросы философии.
1990.
№№10-12; Энгельс Ф, Лнти-Дюрнпг // Маркс К., Энгельс Ф.
Соч., т.20.
[стр. 333]

(по крайней мере, до XIX в.) такое понимание рабства имело большое значение Достаточно вспомнить рассуждения Ю.
Крижанича, мыслителя второй половины XVII в., о политическом р а б о те (в отличие от социального рабства) как беспрекословном, но и добровольном, целеустремленном повиновении носителям общего дела, т с царю и народу По словам В И Ленина, из раба вырастает и лакей, для которого рабство в удовольствие, и революционер, для которого рабское состояние несовместимо с человеческим существованием1 В случае с рабством внешнее ограничение свободы доводится до возможного предела.
С другой стороны, потерявшая свою меру свобода переходит в произвол.
Внешних ограничений свободе не оказывается Если мы говорим о реальной свободе в связи с действительным правом, а не о свободе в принципе, то места идеализациям не остается: только такая реальная социальная свобода может определять содержание и пределы права, но и это принципиально важно отметить права, уже представляющего собой форму политической организации общества.
И лишь поскольку' социальная свобода есть свобода политическая, постольку она и может выступать мерой действительного
права3.
В противоположность сказанному о содержании понятия свободы, содержание понятия несвободы ассоциируется с внешними, нормативными началами социальной деятельности.
С одной стороны, несвобода свидетельствует о
3 3 3 ’ См.: Ленин В.И.
Памяти графа Гейдена Поли собр соч., т.
16.
~ См.
поданному вопросу: Гксч.н'стумм К.Г Homo oeeonomicus? Образы человека в классическом либерализме // Вопросы философии.
1999
.\«4; Власть и право Из истории русской правовой мысли.
JI., 1990, Ичьин М В.
Слова и смыслы Опыт описания ключевых политических понятий.
М., 1997; Капустин
Ь.Г "Свобода or государства” и "свобода через государство": о нелиберальности посткоммун истической России и ответственности либералов И Вопросы философии 1998 №7, Лазебнын Л.М.
Социально-философский анализ взаимодействия политического и правового сознания /УФилософские исследования.
1997.
№2, Маркс /<” Дебаты шестого рейнского ландтаг а (статья первая) Дебаты о свободе печати и об опубликовании протоколов сословного собрания У/ Маркс К , Энгельс Ф Соч , т 1, Он же.
Заметки □ новейшей прусской цензурной инструкции /УМаркс К., Энгельс Ф.
Соч , т.
I,Лоливаева И.Н.
Политическое сознание/ / I осуларство и право 1993 Право и политика Современные проблемы соотношения права и политики.
Сборник статей.
Воронеж.

1996; Хайек Ф.А.
Дорога к рабству И Вопросы философии.
1990.
№.>«10-12; Энгельс Ф.
Анти-Дюринг И Маркс К .
Энгельс Ф.
Соч , т 20.


[стр.,334]

связанности правового существа услониями и обстоятельствами, существующими социальными структурами и зависимостями.
Сознание несвободы является следствием признания чужой воли, чужих притязаний и власти.
С другой стороны, она
осущесшляется ценой отказа от определенных целей ради преимуществ признанного за субъектом положения в обществе (статуса, роли и т.п.).
Социальная несвобода всегда есть несвобода
правовой В несвободе, как существующем порядке и мере связанности социально направленной воли необходимостью, обязанностью, обстоятельствами и пр., заложена тенденция к переходу в свою крайность в свободу, а точнее в освобожденное™, от права, в своеволие С одной стороны, она ссгь бесправие раба, с другой же бесправие бунтаря, узурпатора, носителя злой воли.
Правовой феномен несвободы нельзя воспринимать как отрицательное состояние, деструктивное начало в социальной реальности Несвобода позитивна, так как является формой воспроизводства социальных структур, общественных отношений, выступает одним из важнейших индикаторов полноты социального порядка.
Понятая свободы и несвободы коррелятивны по причине их противоположности.
Противоположное™ эта столь же вытекает из природы вещей, сколько порождается правовым сознанием человека.
В свете сказанного, право следует понимать как меру преодоленностн политической свободы.
т.е вюсти.
и обеспеченности несвободы, т.е.
порядка В несвободе заложена возможность права, в свободе заложена возможность бесправия.
Несвобода есть граница свободы; свобода есть преодоление несвободы Эта диалектика имеет дня правового существа полноценный смысл и отражает фундаментальное свойство социальной реальности, в которой правовая несвобода выступает мерой политической свободы, а политическая свобода оказывается условием преодоления правовой несвободы (связанности).
Далее В каждом конкретном обществе, на каждом конкретном этапе его существования с правом связан не просто некоторый объем свободы, т.е се общественная мера, но и свобода определенного качества.
Право может сущез -э4

[стр.,484]

484 509 Малеина М.Н Право гражданина на индивидуальный облик (вид) // Советское государство и право.
1990.
№11.
510.
Малинова И.II.
Классическая философия права, материалы лекций.
Екатеринбург, 1997 511.
Малинова 14.11.
Философия права (от метафизики к герменевтике).
Екатеринбург, 1995.
512.
Малинова И.11.
Философии правотворчества.
Екатеринбург, 1996.
513.
Малиновский А.А.
Злоупотребление правом (новый подход к проблеме) // Право и политика.
2000.
№6.
514.
Малько А.В Категория "правовая жизнь": проблема становления // Государство и право.
2001.
№5 515.
Малько А.В.
Стимулы и ограничения о праве.
Саратов, 1994 516 Мальков ВП Субъективные основания уголовной ответственности it Государство и право.
1995.
№1.
517.
Мальцев Г.В Буржуазный эгалитаризм: эволюция представлений о социальном равенстве в мире капитала.
М., 1984.
518.
Мальцев Г.В.
Иллюзия равноправия (правовое равенство в мире капитала).
М., 1982.
519.
Мальцев Г.В.
Понимание права Подходы и проблемы.
М., 1999 520.
Мальцев Г.В.
Социальная справедливость и право М., 1971.
521.
Мамардашвили М К.
Кантианские вариации М., 2000.
522.
Мамардашвили М.К.
Картезианские размышления.
М., 1999 523.
Мамардашвили М.К.
Лекции по античной философии М., 1999.
524.
Мамардашвили М.К.
Формы и содержание мышления.
М., 1968.
525.
Мамардашвили М.К.
Эстетика мышления.
М., 2000.
526.
Мамут Л.С.
Государство в ценностном измерении.
М., 1998 527 Мамут Л.С.
Наука о государстве и праве: необходимость радикального обновления // Философские науки.
1989.
№ 11.
528 Мамут Л.С.
Этатизм и анархизм как типы политического сознания.
М., 1989.
529.
Мапельман В.М., Пеньков Е М.
Политическая и правовая формы общественного сознания // Философские науки.
1980.
№5.
530.
Маркарян Э.С.
О генезисе человеческой деятельности и культуры Ереван, 1973.
531.
Маркс К.
Дебаты шестого рейнского ланотага (статья первая).
Дебаты о свободе печати и об опубликовании протоколов сословного собрания // Маркс К., Энгельс Ф Соч ,
т.1.
532 Маркс К Дебаты шестого рейнского ландтага (статья третья).
Дебаты по поводу закона о краже леса // Маркс К., Энгельс Ф.
Соч., т.
1.
533.
Маркс К Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции // Маркс К , Энгельс Ф.
Соч., т.1.

534.
Маркс К.
Капитал Т.1 // Маркс К., Энгельс Ф.
Соч., т.23.
535.
Маркс К.
К критике гегелевской философии права // Маркс К., Энгельс Ф.
Соч., т.
1.

[Back]