Проверяемый текст
Малахов Валерий Петрович. Природа, содержание и логика правосознания (Диссертация 2001)
[стр. 139]

139 самоценности над обстоятельствами и зависимостями.
Связанная с сопротивлением всему, ч то может показать правовую ценность человека; г) как «свобода ради», вызванная способностью и стремлением правового существа к самоотвержению, к самопожертвованию.
Таким образом, свобода возможна и актуальна как в регулятивнооценочном, так и в идейно-ценностном срезе права.

Как известно, свободы «вообще» не существует.
Будучи присущей, социальному субъекту в качестве возможности его самоопределения и
действия, она предстает как свобода нравственная; будучи действительностью социального субъекта, она обретает смысл свободы политической.
В нравственном отношении свобода проявляется как открытость взаимного общения и единения.

Таким образом, свобода возможна и актуальна как в регулятивно-оценочном, так и в идейноценностном срезе права
людей; в политическом отношении свобода проявляется как независимость социального субъекта.
С нравственной точки зрения, человек свободен настолько, насколько свободны все вокруг него.
С политической точки зрения, человек свободен настолько, насколько он освобожден, не связан свободой других, насколько, по сути, другие несвободны.
Следует признать, что свобода, поскольку
эго свобода реальная и социальная, является категорией политического сознания.
Стало быть, право, которое разворачивается в контексте идеи свободы, становится формой и средством политической жизни, элементом политической организации общества.
Оно разворачивается по логике политического сознания.
Или, иначе, понятие свободы существует как смысловой канал связи правового и политического сознания.
В своей идеальности социальная свобода предстает как свобода нравственная или духовная.
Таким образом, собственно правовыми есть все основания полагать понятия несвободы и меры свободы.
Они отражают наиболее существенные моменты содержания понятия правовой свободы.
В контексте этих понятий можно выработать имманентное правосознанию понимание права и развернуть его по логике самого правосознания.
[стр. 336]

а) как "свобода для", связанная с достижением правовой самостоятельности и неподопечности, б) как "свобода от", выражающая независимость cv6beina от давления обстоятельств и чужой воли и способность его к произволу; в) как "свобо<)а вопреки", связанная с таким самоутверждением правового существа, единственной целью которого является возвышение себя, как самоценности, нал обстоятельствами и зависимостями, а также связанная с сопротивлением всему, что может умалить правовую ценность человека; г) как "свобода ради", вызванная способностью и стремлением правового существа к самоотвержению, к самопожертвованию Таким образом, свобода возможна и актуальна как в регулятивнооценочном, так и в идейно-ценностном срезе права.
Далее имеет смысл различить свободу фактическую и юридическую Фактическая свобода реализуется на основе индивидуального усилия, настойчивости, давления, силы, риска, а также в условиях неоднозначности социальных нормативов и предписаний.
Такая свобода существует только посредством воли, и право, в данном случае, предстает как возможность человека поступать сообразно собственной воле Свобода воли существует в широком диапазоне своих значений, начиная с осмысленной необходимости и кончая полным произволом.
Право, в той мере, в какой оно выражает фактическую свободу способного на независимые действия человека, предстает как результат самопроизвольно складывающихся, под влиянием всей совокупности обстоятельств и факторов, конкретных общественных отношений.
Однако само по себе такое право является, скорее, "правом в возможности", социальной потенцией, условием, общим смысловым фоном для существования права как элемента политической организации общества, т е.
права позитивного, юридического Вне организованной власти закона над человеком (а точнее узаконенной власти) реальное право невозможно.
Социальная свобода, которая проявляет себя только как способность реализовать собственную волю, т.е.
проявить свою независимость, в своей сущности оказывается скорее свободой политической, чем свободой правовой Вследствие этого необходимым ус336

[стр.,338]

Таким образом, понятие праноной свободы имеет очень широкий диапазон значений и высвечивает существенные моменты феномена права.
Но можно ли, на этом основании, отнести понятие своболы к собственно правовым понятиям? Ассоциация права со свободой является традиционной для западной философско-правовой и юридической мысли2.
Заметим, однако, что право исторически связано не со свободой, а с индивидуализацией нормированного образа жизни.
Проблема свободы возникает в обществах политических, а убежденность в ее внутренней связанности с правом становится парадигмой общ ественного сознания лишь в Новое время, когда господствующим становится юридическое мировоззрение Определение права как обеспечения свободы личности можно отнести лишь к эпохе буржуазных революций в Европе XVH-XVII1 в в \ Господствующим же оно становится по той причине, что социальную существенность обретают формальные, обезличенные, функциональные связи между людьми и социальными фуппами.
Как известно, свободы "вообще" не существует.
Будучи присущей социальному субъекту в качестве возможности его самоопределения и
действования, она предстает как свобода нравственная Будучи действительностью социального субъекта, она обретает смысл свободы политической.
В нравственном отношении свобода проявляется как открытость взаимного общения и единения
338 с у щ н о с т и 1.
1Такоиа в целом идейная установка марксизма во взгляде на природу и сущность права 2 Такая позиция наиболее последовательно представлена, например, в: Гегель Г.В.Ф.
Философия права М., 1990; Жептона Н.П Философия и буржуазное правосознание М., 1977; Кант И.
Основы метафизики нравственности Соч., т 4, ч 1 М , 1965; Леонтовнч В.В История либерализма в России.
М , 1995, Не/кесянц B.C.
Право математика свободы.
Опыт прошлого и перспективы.
М , 1996; Проблемы буржуазной государственности и политикоправовая идеология М ., 1990.
Ф.шмер М.Г.
Понятие права в либеральной мысли.
// Вопросы методологии.
1996 №1.2 См.: Антология мировой правовой мысли В 5-ти томах М., 1999, История русской правовой мысли М., 1998; История политических и правовых учений XVII-XVHI вв М..
1989; История философии права СПб., 1998.
Русская философия права: философия веры и нравственности Антология СПб .
1997; Синха Сурия П/кгхаш Юриспруденция Философия права М , 1996

[стр.,339]

лю дей1; в политическом отношении свобода проявляется как независимость и выделенностъ социального субъекта".
С нравственной точки зрения, человек свободен настолько, насколько свободны все вокруг него.
С политической точки зрения, человек свободен настолько, насколько он освобожден, не связан свободой других, насколько, по сути, другие несвободны Следует признать, что свобода, поскольку
это свобода реальная и социальная, является категорией политического сознания.
Стало быть, право, которое разворачивается в контексте идеи свободы, становится формой и средством политической жизни, элементом политической организации общества.
Оно разворачивается по логике политического сознания.
Или, иначе, понятие свободы сущ ествует как смысловой канал связи правового и политического сознания.
В своей идеальности социальная свобода предстает как свобода нравственная или духовная.
Таким образом, собственно правовыми есть все основания полагать понятия несвободы и меры свободы.
Они отражают наиболее сущ ественные моменты содержания понятия правовой свободы.
В контексте этих понятий можно выработать имманентное правосознанию понимание права и развернуть его по логике самого правосознания
§3.
П онятие равенства Связь понимания права с мыслью о равенстве весьма характерна для западноевропейской и отечественной философско-правовой теории.
Предельно четко эта идея сформулирована, например, B.C.
Нерсесянцем: "Право это нормативная форма выражения свободы посредством принципа формального 1 См.
по данному вопросу А<к>рно Т.В.
Проблемы философии морали.
М., 2000, Артемов В М .
Нравственное измерение свободы и образование (опыт реконструкции русского классического анархизма) М., 1998, Ильин И.А.
Путь к очевидности М., 1998; Франк С.Л.
Духовные основы общества М .
1993 1 См по данному вопросу Цемщерковцен В.В Самоуправление будущее человечества или утопия0 М., 1992; Церезин С..Л.
К вопросу о сущности самоутверждения личности Н Философские науки 1974 № 2, Воеводин Л.Д.
Юридический статус личности в России.
М , 1997.
Кучннскип В.А.
Личность, свобода, право М..
1978; Левин Г.Д.
Свобода и покинутость Методологический анализ // Вопросы философии 1997 №1; Хабермас Ю.
Демократия Разум Нравственность М., 1995.
Хайек Ф.А Дорога к рабству П Вопросы философии.
1990 №N«1012, Хенде Л Осуществление свободы М , 1995 339

[Back]