140 3.3. Понятие равенства Связь понимания права с мыслью о равенстве весьма характерна для западноевропейской и отечественной философско-правовой теории. Предельно четко эта идея сформулирована, например, В.С. Нерсесянцем: «Право это нормативная форма выражения свободы посредством принципа формального равенства людей в общественных отношениях»1. В данном высказывании подчеркнуты, по крайней мере, три важных момента, позволяющих отделить вопрос о правовом равенстве от вопроса о равенстве вообще: 1) речь должна идти о равенстве в общественных отношениях, 2) о формальном равенстве 3) о принципе равенства. Исчерпывают ли эти характеристики содержание понятия равенства применительно к праву? Ответу на этот вопрос будет подчинено последующее рассмотрение проблемы равенства. В идее равенства содержится указание на количественный момент в совершенно определенных качественных состояниях, на свойство, благодаря которому разные отношения, процессы, явления можно рассматривать как одно * и то же отношение, процесс, явление. Налицо, вроде бы, внутреннее противоречие: с одной стороны, всякое качественное образование является внутренним, содержательно разнородным целым, и именно эта содержательность существенна; с другой стороны, всякое качественное образование выступает и как внешне бессодержательное, однородное целое, и именно эта бессодержательность также существенна. Каким же образом это противоречие может быть снято как теоретически, так и практически? Ясно, что равенство двух или более состояний, процессов, явлений, действий и т.п. имеет смысл лишь по отношению к некоторому третьему, отличному от сравниваемых объектов и в то же время присущих каждому из них. Исрсесячц В.С. Философия права М., 1998. С.20. 1 См. по данному вопросу; Адорно Т. В. Проблемы философии морали. М., 2000; Артемов В.М. Нравственное измерение свободы и образование (опыт реконструкции русского классического анархизма). М, 1998; Ильин И.А. Путь к очевидности. М, 1998, Франк С.М. Духовные основы общес тва. М, 1993. |
другой группы свойств, которые связаны исключительно с характеристикой реальности в определенной форме (моральной, правовой, политической и т.д.). Философско-правовой анализ указанных понятий должен осуществляться, с одной стороны, на основе принципиального различения этих содержательных слоев, а с другой стороны исходя из их органического единства, постигаемого с помощью диалектики мышления. Во-вторых, важно учитывать, что содержание правовых понятий определяется не только конкретной предметностью, но и общей логикой действительного, эмпирического, массового правосознания, а не дистиллированной, абстрактной модели правосознания1 Гак, например, в западном праве свобода понимается как свобода вести себя в соответствии с необходимостью, воплощенной в требовательности к себе и в ответственности перед собой как личностью2. В российском праве свобода ассоциируется со способностью вести себя в согласии с таких* внутренним побуждением, которое воплощено в своеволии, в несвязанности необходимостью'. 1См об Этом: Паранов П.П. Профессиональное правосознание работников органов внутренних дел (теоретические проблемы) М , 1991, Каминская В. И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры П Правовая культура и вопросы правового воспитания М., 1974; Козлова Н.Н. К анализу обыденного сознания/ / Философские науки 1984 №4, Кукушкина IL.H. Обыденное сознание, обыденный опыт и здравый смысл И Философские науки 1986 №4, Ост/юумов /'.С. Правовое сознание действительности М.. 1969; Петрова Л.В. Правовая форма общественного сознания социально-философский аспект. Харьков, 1987; Соколова А.А. Субъективные факторы и их опенка в процессе правообразования // Право и демократия Выпуск 4. Минск, 1991 и др. 2 См : Жептова В.П. Философия и буржуазное правосознание М., 1977, Кант И. Метафизика нравов в двух частях Соч , т 4, ч.2 М., 1965; Кз.мпбелл Д. Свобода и сообществе В Вопросы философии 1992 №12, Mamytoe Н И. К вопросу о суверенитете личности // Правоведение 1994 №4; Спиноза h. Этика Избранные произведения. Т.] М.. 1957; ХеЯде. Л. Осуществление свободы М.. 1995. 1 См/ Артемов В.М. Нравственное измерение свободы и образование (опыт реконструкции русского классического анархизма) М , 1998; ПаИниязив II С. Правосознание и российский правовой менталитет II Правоведение 2000 №2; Перояев Н А. Свободный народ И Родина 1990 № 1,Давыдов Ю Н Этика любви и метафизика своеволия М., 1982, Левин Г.Д. Свобода и покинутость. Методологический анализ П Вопроси фшюсофнн. 1997 №1, Франк СЛ. Духовные основы общества М., 1993 лю дей1; в политическом отношении свобода проявляется как независимость и выделенностъ социального субъекта". С нравственной точки зрения, человек свободен настолько, насколько свободны все вокруг него. С политической точки зрения, человек свободен настолько, насколько он освобожден, не связан свободой других, насколько, по сути, другие несвободны Следует признать, что свобода, поскольку это свобода реальная и социальная, является категорией политического сознания. Стало быть, право, которое разворачивается в контексте идеи свободы, становится формой и средством политической жизни, элементом политической организации общества. Оно разворачивается по логике политического сознания. Или, иначе, понятие свободы сущ ествует как смысловой канал связи правового и политического сознания. В своей идеальности социальная свобода предстает как свобода нравственная или духовная. Таким образом, собственно правовыми есть все основания полагать понятия несвободы и меры свободы. Они отражают наиболее сущ ественные моменты содержания понятия правовой свободы. В контексте этих понятий можно выработать имманентное правосознанию понимание права и развернуть его по логике самого правосознания §3. П онятие равенства Связь понимания права с мыслью о равенстве весьма характерна для западноевропейской и отечественной философско-правовой теории. Предельно четко эта идея сформулирована, например, B.C. Нерсесянцем: "Право это нормативная форма выражения свободы посредством принципа формального 1 См. по данному вопросу А<к>рно Т.В. Проблемы философии морали. М., 2000, Артемов В М . Нравственное измерение свободы и образование (опыт реконструкции русского классического анархизма) М., 1998, Ильин И.А. Путь к очевидности М., 1998; Франк С.Л. Духовные основы общества М . 1993 1 См по данному вопросу Цемщерковцен В.В Самоуправление будущее человечества или утопия0 М., 1992; Церезин С..Л. К вопросу о сущности самоутверждения личности Н Философские науки 1974 № 2, Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М , 1997. Кучннскип В.А. Личность, свобода, право М.. 1978; Левин Г.Д. Свобода и покинутость Методологический анализ // Вопросы философии 1997 №1; Хабермас Ю. Демократия Разум Нравственность М., 1995. Хайек Ф.А Дорога к рабству П Вопросы философии. 1990 №N«1012, Хенде Л Осуществление свободы М , 1995 339 равенства людей в общественных отношениях"’. В данном высказывании подчеркнуты, по крайней мере, три важных момента, позволяющих отделить вопрос о правовом равенстве о г вопроса о равенстве вообще; 1) речь должна идти 0 равенстве в общественных отношениях, 2) речь должна идти о формальном равенстве и 3) речь должна идти о принципе равенства Исчерпывают ли эти характеристики содержание понятия равенства применительно к праву? Ответу на этот вопрос будет подчинено последующее рассмотрение проблемы равенства. Традиция интерпретировать реальность в целом с помощью чисто количественных (а именно числовых) выражений восходит, как известно, к Пифагору. Поиск количественных эквивалентов был также положен в основу разрешения проблемы справедливости, в силу чего последняя и трансформировалась в проблему равенства Равенство, как уподобление, сравнение, повторение, взаимозаменимость, наконец, как тождественность, стало характеристикой, которая приобрела универсальное значение для понимания всех сторон бытия. В идее равенства содержится указание на количественный момент в совершенно определенных качественных состояниях, на свойство, благодаря которому разные отношения, процессы, явления можно рассматривать как одно и то же отношение, процесс, явление Налицо, вроде бы, внутреннее противоречие: с одной стороны, всякое качественное образование является внутренним, содержательно разнородным целым, и именно эта содержательность существенна; с другой стороны, всякое качественное образование выступает и как внешне бессодержательное, однородное целое, и именно эта бессодержательность также существенна. Каким же образом это противоречие может быть снято как теоретически, так и практически17 Ясно, »гго равенство двух или более состояний, процессов, явлений, действий и т.п. имеет смысл лишь по отношению к некоторому третьему, отличному от сравниваемых объектов и в то же время присущих каждому из них. И этим "третьим", в конце концоп, оказывается некоторая цслокупностъ, т.е. то 1 Нерсесянц B.C. Философия права М , IW 8 Г 20. 340 |